ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПОНИМАНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПОНИМАНИЕ

© В.Н.Зиновьева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Процесс гуманизации современной системы образования создает возможность для реализации основной задачи образования — развития учащихся. Однако формальное запоминание учебного материала не способствует этому.

В исследовании проблем методики обучения математике вопросам уменьшения формализма знаний уделялось немало внимания. Так, К. Э. Циолковский, исходя из своей антропокосмической концепции, старался обучать своих учеников, используя принцип доступности излагаемого материала и сознательного его усвоения. Он был решительно против навязывания детям готовых знаний, основанных на пассивном запоминании излагаемых учителем истин, подчеркивал, что только тот материал, который хорошо понят учащимися, который добыт ими в процессе работы собственной мысли будет прочным, запомнится на всю жизнь. Понимание – продуктивно-личностный процесс, так как результатом этого процесса является личностно-новая информация. Ученый подчеркивал: «…доказав истину, необходимо удостовериться в понимании ее всем классом…». В таком подходе прослеживается гуманизм Циолковского-педагога.

Методические идеи, используемые в учебно-воспитательном процессе Циолковским для обучения математике, нацеленные на понимание, могут найти применение и в практике работы современной школы.