ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МОДЕЛИРОВАНИЯ
© С.В.Канушкин, О.В.Петрук
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
В научном наследии К.Э. Циолковского особое внимание уделяется формированию высокообразованных специалистов. Для того, чтобы ученики лучше понимали и запоминали излагаемый материал, на школьных занятиях он широко использовал наглядность и опыты. В настоящее время проблема подготовки высокообразованных специалистов по-прежнему актуальна, в том числе это касается подготовки специалистов по системам управления ракет.
Характерной чертой как новых методов анализа и синтеза систем управления, так и классических, наряду с их сложностью и формализованностью, является необходимость выполнения большого объема вычислений. Поэтому обучение методам современной теории управления для решения практических задач затруднительно без использования средств вычислительной техники.
В то же время использование средств математических расчетов и моделирования — «МАТНСАD», «МАТLАВ», «МАРLЕ», «МАТНЕМАТ1СА» — позволяет сократить время вычислений и добиться необходимой наглядности. Не менее важно то, что использование средств автоматизации проведения вычислений и моделирования дает возможность преподавателю сместить акценты в сторону исследовательской направленности действий обучаемых.
Как показывает опыт, использование средств математического моделирования и инженерного расчета на занятиях позволяет повысить эффективность изучения учебного материала. Кроме того, изучение возможностей средств автоматизации проектирования и моделирования сложных систем управления необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности высококлассных специалистов по системам управления ракет.