ОТ «РУКОВОДСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ КОСМОНАВТА» К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ
© В.В.Циблиев, В.Н.Трофимов, М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2003 г.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) введен в Российской Федерации в 1992 году как законодательная, а с 1993 года и как конституционная норма. Образовательный стандарт (ОС) был востребован практикой как новый социально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и видов образования.
Принято считать, что ОС является основанием такого регулирующего механизма и оценочных технологий как государственная аттестация и сертификация специалистов различных профилей.
За время развития пилотируемой космонавтики стремительно менялись программы подготовки космонавтов. От первых полетов пилотируемых космических аппаратов, на которых космонавту отводилась функция «космического туриста» до широкого спектра существующей квалификации (командир, бортинженер и исследователь).
В отличие от «Руководства по подготовке космонавта» (РПК), как основного документа, регламентирующего в настоящее время процесс подготовки космонавтов, и который является организационно-методическим документом, ОС прежде всего является методическим (технологическим) документом. В соответствии со своим предназначением каждый из указанных документов отличаются друг от друга по своей структуре и содержанию.
Анализ существующих образовательных стандартов показал, что они включают в себя следующие основные элементы:
- целеполагание образовательного процесса (обучаемый должен уметь, должен быть готов и т. п.);
- требования к процессу обучения (в процессе обучения обучаемого следует нацелить, дать сведения, научить);
- требования к обучаемому (должен изучить, освоить, овладеть).
В качестве примера в докладе представлен фрагмент проекта образовательного стандарта «Основы теории научной организации операторской деятельности космонавта».