ОТКРЫТИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКИМ ОСУЩЕСТВИМОСТИ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ — 1903 Г. И ВЕК СПУСТЯ

© Ю.В.Бирюков
Пленарное заседание
2003 г.

100 лет тому назад публикацией в конце мая 1903 г. статьи К.Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» миру было представлено одно из самых великих открытий и самых великих изобретений в истории человечества. Эта работа русского мыслителя, ученого и изобретателя положила начало качественному изменению самой сущности явления, которое мы называем развитием жизни и разума на Земле.

Со времен открытия Ньютоном закона всемирного тяготения и основ небесной механики полеты в космос стали считаться несбыточными, осуществимыми только в фантазиях, и в последующие два века не было создано ни одной научной работы по этой тематике. К тому же ученые не видели никаких стимулов для того, чтобы искать способы преодоления земного тяготения и освоения пустого межпланетного пространства.

Гениальность Циолковского и проявилась, прежде всего, в осознании этих стимулов, во-первых, как пути к овладению всей солнечной энергией, в миллиарды раз большей той ее части, которая обеспечивает все существование жизни, включая все источники благосостояния человечества на Земле; и, во-вторых, как возможности продолжить существование человечества даже в случае развития на планете условий, угрожающих жизни человека, по причине вероятных быстрых или медленных катастроф, пророчествами о которых, как о грядущем конце мира, была заполнена в конце XIX в. не только мистическая, но и вполне научная литература.

Поставив перед собой величайшую цель и неотступно следуя к ней почти четверть века, Циолковский, осмыслив достижения всей научно- технической работы человечества, на основе элементарных формул механики открыл возможность с помощью реактивного движения достигать неограниченных скоростей и на основе этого изобрел принципиально новый вид транспортных машин и летательных аппаратов - управляемую ракету на жидком топливе, которая была способна при уровне техники и технологии XX в., основанном на уже известных химических, физических и биологических знаниях, обеспечить полеты в космос и, следовательно, его освоение человечеством. В результате этого пространство, доступное нашей практике, увеличивалось безгранично, что давало уверенность и в возможности беспредельного существования человечества во времени. Причем сделаны эти открытия Циолковским в одиночку, на 20 лет раньше других пионеров теоретической космонавтики и в достаточной полноте, чтобы считать рождение теоретической космонавтики в 1903 г. совершившимся научным фактом.

О судьбе открытия Циолковского в наше время можно сказать: все, что касается его теоретических и проектных идей, почти полностью подтвердилось в практическом освоении космического пространства. Запуском автоматических искусственных спутников Земли и межпланетных станций люди начали космическую деятельность, открыли «новую, великую эру в астрономии - эпоху более пристального изучения неба», а заодно и более пристального изучения Земли; не испугавшись громадной силы тяготения и длительной невесомости, человек совершил «первый великий шаг - сделался спутником Земли», построил первые орбитальные поселения в виде станций «Салют», «Мир», МКС, научился обеспечивать их в течение долгих лет даровой солнечной энергией; сумел, опираясь на достижения космической биологии и медицины, обеспечить возвращение космонавтов на Землю не только с сохранением дополетного здоровья, но, как у В. В. Полякова, с его улучшением; доказал возможность вести космическое производство как промышленной, так сельскохозяйственной продукции; возможность точного наведения в космосе на любой объект — астероид, комету — и, значит, перехвата, если потребуется, опасных для Земли космических объектов.

Тем не менее, у нас нет оснований считать, что сегодня отношение человечества к проблемам освоения космоса и идеям Циолковского существенно лучше, чем во время их первой публикации.

Основную роль в том, что космическая эра была открыта СССР в 1957 г. и освоению космоса были приданы высокие, никем до этого не прогнозировавшиеся темпы, сыграло то, что С. П. Королев смог создать межконтинентальную баллистическую ракету не только как реальное средство защиты от ядерных ударов, но и как высоко грузоподъемное и надежное транспортное средство для выведения в космос различных космических аппаратов (искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и модулей орбитальных станций, автоматических станций для исследований Луны и планет, высокоапогейных спутников связи и др.) Королев пытался заменить аморальную гонку вооружений благородной космической гонкой. Затем он предложил новую грандиозную космическую программу, основанную на создании сверхтяжелой ракеты Н-1, тяжелой орбитальной станции (ТОС) и тяжелого межпланетного корабля, но его преждевременная смерть привела к существенным задержкам в выполнении этой программы и ее необоснованному закрытию в момент, когда она приблизилась к успешному осуществлению. Это привело к первому кризису в развитии и отечественной, и следовавшей за нею мировой космонавтики.

Проект ТОС был трансформирован в проекты орбитальных станций «Салют» и «Алмаз», которые даже в усеченном виде дали крупные достижения в освоении космоса и подготовили создание еще более значимой программы — орбитального комплекса «Мир». Сосредоточение США на осуществлении военной программы «Спейс Шаттл» вынудило и СССР создать свою, причем существенно более совершенную систему «Энергия-Буран». Но начавшаяся перестройка и реформирование страны привели к росту антипатриотических и антикосмических настроений в руководстве страны, сопровождавшихся оголтелой кампанией в СМИ и против космических программ (вплоть до требования заморозить развитие космонавтики), и против личности К.Э. Циолковского. Все это привело к еще более необоснованному, чем в случае с Н-1, закрытию программы «Энергия-Буран», а затем и к замене лидирующей в мировой космической технике программы «Мир» на осуществляемую под эгидой США программу МКС, в которой России уготовано вспомогательное положение, хотя и основной творческой, но подчиненной силы.

Главная опасность для идей Циолковского и его дела сегодня состоит не в их критике, а в том, что на космическую деятельность в России сейчас выделяется средств в десятки раз меньше, чем в ведущих, и существенно меньше, чем во второстепенных космических государствах. В результате возможности космонавтики в должной степени не проявляются и соответственно всерьез не учитываются в большинстве международных решений, направленных на достижение устойчивого развития цивилизации.

Но жизнь заставит изменить это положение и, как писал Константин Эдуардович, «мы, наученные историей, должны быть мужественней и не прекращать своей деятельности от неудач. Надо искать их причины и устранять их».