ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Научно-педагогическая деятельность К.Э. Циолковского способствовала формированию аксиологических по сути ориентаций отечественного образования. По его мнению, учитель, как и любой человек, включен в окружающий мир, и его мысль и деятельность имеют космическое значение. В этом утверждении аккумулируется основное своеобразие аксиологических взглядов ученого-космиста.

Это налагает на педагога нравственную ответственность за «судьбу космоса и его жителей». Циолковский утверждал, что «цель существования человека — это познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни». Неприятие авторитарной педагогики, направленность на развитие самостоятельности ума и мышления детей, стремление к знаниям, искренность и сердечность отношений с ними – вот те педагогические и эмоциональные струны, которые должны, по его убеждению, звучать в работе учителя. И формирование такой направленности — одна из существенных задач отечественного образования. Ученый рассматривал образование как ценностную категорию, полагал, что оно способно сделать счастливым человека будущего - «гражданина Вселенной».

Под высшими отечественными ценностями педагогического образования ученый понимал Космос, Веру, Науку и Разум.