ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕНАСИЛИЯ ПЕДАГОГИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕНАСИЛИЯ ПЕДАГОГИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.И.Климова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Учебно-воспитательная работа в школе должна строиться, по мнению К.Э. Циолковского, на основе нескольких ведущих принципов ненасилия.

Это демократизация системы управления, которая предполагает включение как можно большего числа людей в организацию школьной жизни, тесное сотрудничество воспитателей, учащихся и их родителей в воспитании свободной, независимой и ответственной личности.

Это индивидуализация обучения и воспитания, что позволит наиболее полно раскрыть потенциальные возможности каждого ученика. В результате безусловно позитивного отношения со стороны педагога повышается самооценка ребенка, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, проявлению свойств памяти, мышления, воображения.

Это широкая свобода выбора путей достижения педагогических результатов, как для учащихся, так и для учителей. При этом учитель выбирает содержание, средства и методы обучения и воспитания, а ученики – предметы, профиль обучения, способы овладения учебной программой. Процесс воспитания должен быть ориентирован на создание максимально разнообразных возможностей для свободного общения школьников между собой, с учителями. Циолковский предлагал создание вариативных программ обучения, предоставление ученикам свободы и самостоятельности. Главное — научить учеников рациональным способам переработки и усвоения информации и навыкам исследовательской деятельности, показать научное и практическое значение полученных знаний.