ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРВЫХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ НА ОРБИТАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «МИР»

© С.В.Бронников, А.С.Рожков, И.Ю.Смирнов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2003 г.

К середине 80-х годов развитие компьютерной техники позволило создать компактные и недорогие персональные компьютеры. Программное обеспечение для ПК также стало широко доступным. Традиционно на пилотируемых космических аппаратах применялась специально разработанная вычислительная техника, решающая ограниченный круг задач по управлению полетом, имеющая специфический интерфейс и не дающая ресурсов для индивидуальной работы космонавта. Долговременные космические полеты, ставшие возможными на орбитальных станциях, предъявили новые требования к автоматизации работы космонавта. Большой объем экспериментов, возрастающие грузопотоки требовали от космонавта уделять много времени рутинной работе. Кроме того, в длительных полетах большое значение приобретала психологическая поддержка экипажа.

В 1986 г. для решения задач автоматизации работы экипажа было решено создать комплекс средств поддержки на базе персонального компьютера. В задачи, которые планировалось решать на этом комплексе, первоначально входили:

- обработка текстовой информации (текстовый редактор);

- планирование свободного времени космонавта для задач визуально-инструментальных наблюдений (Программа «Трасса»);

- таблица мест расположения оборудования с целью инвентаризации доставляемых и переносимых грузов;

- психологическая поддержка экипажа (просмотр видеофильмов, фотографий, компьютерные игры).

В 1988 году на борт ОК «Мир» была доставлена система «Стоик», состоящая из персонального компьютера с блоком для ввода-вывода видеосигнала, клавиатурой, манипулятором Track-Ball и 13” дюймового монитора c кинескопом Trinitron.

Система «Стоик» проработала на борту ОК «Мир» до 1996 года, за это время выходил из строя и был отремонтирован усилиями экипажа (заменен блок питания) монитор. Система использовалась, в частности, в качестве электронной карты (программа «Трасса») и находилась в работе по 12-14 часов в сутки. Опыт, наработанный на данной системе, использовался при разработке более совершенных комплексов средств поддержки экипажа.