ПРИОРИТЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И Г. ОБЕРТА В МИРОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
© Т.Н.Желнина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2003 г.
Научная деятельность К.Э. Циолковского и Г. Оберта по космонавтике, направленная на решение вопросов, связанных с осуществлением космического полета и распространения человечества вне Земли — от транспортной проблемы до создания поселений за пределами планеты и посещения других небесных тел, — феномен мирового значения. Не удивительно, что на протяжении многих десятилетий она является объектом пристального внимания и предметом изучения для отечественных и зарубежных исследователей разных поколений. Сравнительный историографический анализ знаний о Циолковском и Оберте, накопленных к настоящему времени в нашей стране и на Западе, представляется вполне назревшей задачей по трем причинам:
- во-первых, уже ощущается необходимость построения самой ИСТОРИИ исследований их жизни и деятельности;
- во-вторых, иностранная литература о Циолковском и Оберте МАЛО известна в России — не более 20% от количества публикаций, доступных западным читателям;
- в третьих, обращение отечественных авторов к зарубежной литературе до сих пор имело основной целью а) установить факты УПОМИНАНИЯ или НЕ УПОМИНАНИЯ в ней имени и научных заслуг Циолковского, б) почерпнуть СВЕДЕНИЯ о жизни и деятельности Оберта; осмысление ОСОБЕННОСТЕЙ сложившихся на Западе представлений о них пока не предпринималось.
Главный вывод: в литературе имена К.Э. Циолковского и Г. Оберта нередко упоминаются вместе, но единодушия в освещении и оценках их вклада в решение теоретических проблем ракетной техники и космонавтики нет. В ходе изучения почти 300 литературных и более 50 эпистолярных источников 1925–2003 гг., принадлежащих европейским и американским авторам, а также почти 600 русскоязычных публикаций 1912–2003 гг., выявлены разные мнения, вплоть до прямо противоположных.
В отечественной литературе имя Циолковского ассоциировалось к середине 1930-х годов со «знаменитым деятелем науки», работавшим также в области межпланетных сообщений (наряду с воздухоплаванием и авиацией). С конца 1940-х годов его называли основоположником ракетной техники и ракетодинамики. С начала 1970-х годов за ним стала утверждаться слава основоположника теоретической космонавтики.
В западной литературе со второй половины 1920-х годов К. Э. Циолковский называется первым в одном ряду с такими пионерами ракетной техники и космонавтики как Р. Эсно-Пельтри, Р. Годдард и Г. Оберт. Отмечая вклад Циолковского в разработку теории ракетно-космического полета и некоторых проблем космонавтики, зарубежные авторы главной его заслугой считают обоснование идеи о полете человека в космос на ракете с жидкостным двигателем, использующим в качестве топлива кислород и водород. В то же время его нередко ставят на одну ступень с Г. Гансвиндтом, автором проекта космического корабля с пороховым ракетным двигателем. Причем и Гансвиндт, и Циолковский (в соответствии с методологическим принципом классификации достижений пионеров космонавтики, предложенным И. Зенгер-Бредт и предусматривавшим объединение их в такие группы, как мечтатели, изобретатели, исследователи, конструкторы, практики) соотносятся со вторым – изобретательским — этапом в развитии космонавтики, «для которого мысль заняться научным анализом проблемы казалась еще совершенно нелепой и абсурдной». Работы Циолковского относят к стадии научных предвидений, предсказаний и гипотез, предшествовавшей этапу углубленных теоретических разработок, на котором, собственно, и произошло рождение космонавтики как науки. Соответственно «отцом космонавтики» на Западе считается Оберт. При этом подчеркивается, что он является «подлинным отцом космонавтики», поскольку его работы действительно оказали влияние на процесс создания высотных ракет и ракет дальнего действия, так как космические ракеты-носители, построенные после 1945 г. в СССР и США, базировались на немецкой технологии, которая явилась воплощением идей Оберта. Таким образом, на Западе явно недооценивается такое выдающееся научное достижение Циолковского, как разработка программы преобразования человеком внеземной среды с целью максимально полного овладения ее пространством и энергетическими ресурсами. Несколько принижена в зарубежной литературе степень значимости предложения Циолковского об использовании жидкостной ракеты в качестве космического транспорта. Чтобы сформулировать это предложение, было необходимо преодолеть некий познавательный барьер и отказаться от внешне весьма привлекательного представления о многозарядной пороховой ракете как наиболее подходящем транспортном средстве для полета в космос. Так Р. Годдард, разработав весной 1914 г. и запатентовав в июле 1914 г. конструктивную схему жидкостной ракеты, еще семь лет был сторонником многозарядной пороховой ракеты, считая жидкостную малореальной. Не менее долгим был путь, который прошли Р. Эсно-Пельтри и Г. Оберт, прежде чем оценить в должной мере идею космической ракеты на жидком топливе. Не следует преувеличивать степень оторванности работ Циолковского от процесса развития ракетной техники и космонавтики на Западе. Когда за рубежом с середины 1920-х годов движение энтузиастов идеи космического полета на ракетном аппарате стало набирать силу, труды Циолковского получили в их кругах не меньшую известность, чем работы его западных коллег. В Германии знакомство с ними носило массовый характер, поскольку их содержание в подробном реферативном (отнюдь не поверхностном) изложении было доступно широкой читательской аудитории. Анализ содержания информации, публиковавшейся о Циолковском в Германии в 1926–1929 гг., позволяет утверждать, что они в немалой степени мотивировали активность немецких энтузиастов, побуждая их предпринимать энергичные шаги по созданию и укреплению Общества космонавтики (Verein fuer Raumschiffahrt), по развертыванию экспериментов с ракетами. Кроме того, выводы из трудов Циолковского нередко использовались сторонниками космонавтики в качестве аргументов в их дискуссии с оппонентами, настаивавшими на технической неосуществимости космической ракеты. В этих двух функциях — мотивации и аргументации — труды Циолковского, бесспорно, были органичной составляющей того информационного потока, в котором шло развитие в Германии идеи ракетного летательного аппарата как средства сверхвысоких и сверхдальних (в том числе космических) перелетов.
Значительными пробелами, неточностями, противоречиями и недооценкой значимости научных достижений характеризуется освещение работ Оберта в советской литературе. В энциклопедических изданиях он представлен как «один из основоположников ракетной техники и космонавтики». Вместе с тем долгое время было распространено мнение, публично высказанное в 1948 г. о том, что работы Оберта не содержат «никаких новых идей», поскольку все важнейшие проблемы ракетных полетов были задолго до него разработаны и научно обоснованы Циолковским. Только в начале 1990-х годов советские читатели узнали, что Оберт впервые наиболее полно раскрыл техническую возможность создания больших жидкостных ракет и обсудил возможные ближайшие цели их практического использования. Детальный сравнительный анализ идей и предложений в области ракетной техники и космонавтики, высказанных Циолковским и Обертом, еще предстоит предпринять. Более глубокой и объективной оценки заслуживает сделанный в 1923 г. вывод Оберта о возможности и необходимости немедленного начала практических работ, который позволял совершенно по-новому взглянуть на перспективы ракетной техники и космонавтики и, безусловно, способствовал активизации деятельности приверженцев идеи ракетного и космического полета, как на Западе, так и в России.