ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© И.Е.Розанова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2003 г.

В России пионеры космонавтики, в первую очередь К. Э. Циолковский, рассматривали космическую деятельность как перспективное направление развития цивилизации, средство решения глобальных проблем человечества. Однако практическая направленность космической деятельности, вследствие противостояния двух мировых систем, в двадцатом веке приняла иной характер. Космическая политика, проводившаяся ведущими космическими державами вплоть до 90-х годов, считала обеспечение экологической безопасности неприоритетной задачей. В результате в районах осуществления ракетно-космической деятельности (РКД) окружающей среде был нанесен значительный урон.

Вместе со снятием завесы секретности с космической тематики, примерно с начала 90-х годов, отраслевая наука стала уделять большое внимание экологическим проблемам РКД. В отрасли постепенно сформировалась система обеспечения экологической безопасности на всех этапах жизненного цикла образцов космической техники.

Обеспечение экологической безопасности при осуществлении РКД также как и любого другого вида хозяйственной деятельности, основывается на строгом соблюдении действующих в России нормативно-правовых актов, основными из которых являются:

- Конституция Российской Федерации.

- Закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды».

- Закон РФ от 20.08.93 № 5663-1 «О космической деятельности» (в ред. закона РФ от 29.11.96 № 147-фз).

- Федеральный закон от 23.11.95 № 174-фз «Об экологической экспертизе» (в ред. Закона РФ от 15.04.98 № 65-фз) и ряд подзаконных актов, а также отраслевая нормативная документация.

Правовую базу в области экологической безопасности ракетно-космической техники (РКТ) дополняет большое число международных соглашений, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, международных стандартов (ИСО серии 1400). Таким образом, в системе российского законодательства нормативно-правовая база в области обеспечения экологической безопасности в целом существует. Однако законченного специального блока нормативно-правовых актов, комплексно регулирующих весь круг проблем экологии ракетно-космической деятельности, в России пока нет.

Между тем РКД, как один из видов техногенного воздействия на окружающую природную среду, обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от других видов хозяйственной деятельности Основные из них:

1. При осуществлении РКД техногенное воздействие оказывается практически на все геосферы (поверхность Земли, приземный слой атмосферы, озоновый слой, ионосферу, околоземное космическое пространство).

2. РКД оказывает влияние на природную среду на достаточно больших пространствах.

3. РКТ представляет из себя совокупность достаточно разнородных технических объектов (технические комплексы, стартовые комплексы, ракеты-носители, разгонные блоки, космические аппараты, наземные комплексы управления) и т. д.

Существующая законодательная и нормативная база РФ не отражает специфики ракетно-космической деятельности и нуждается в дополнении ее нормативно-методической документацией:

1. По оценке затрат на природопользование при осуществлении РКД, в том числе учитывающей фактор накопления токсичных веществ.

2. По расчету экологического ущерба при авариях изделий РКТ.

3. По расчету экологических рисков РКД.

4. По анализу общественного мнения в районах эксплуатации РКТ и т. д.

5. Отсутствуют предельно-допустимые уровни (ПДУ) содержания в природных средах для токсичных веществ, используемых в РКТ.

6. Не разработана база данных источников потенциальной экологической опасности при осуществлении РКД и т. д.

Перечисленные выше недостатки нормативно-правовой базы создают определенные трудности реализации разработчиками РКТ установленных законом требований. В равной степени это относится и к работе общественных экспертов:

1. Отсутствуют чёткая организация и механизм общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) РКД России.

2. Экономическая поддержка общественных экологических организации России зарубежными фондами создает проблемы для организации допуска «независимых» экспертов к режимным материалам, связанным с РКД России.

3. Отсутствует механизм взаимодействия общественных экологических организаций с экологическими службами отрасли.

Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативно-правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений.