ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

© В.А.Антохина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Ведущей тенденцией современного начального образования в нашей стране и за рубежом является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка при обучении. Одним из возможных путей формирования у будущих учителей эмоционально-ценностного отношения к идее личностного развития детей в учебном процессе является анализ современных концепций вариативного развивающего обучения в контексте гуманистической философско-педагогической мысли. При анализе методологического, содержательно-целевого, процессуального аспектов новых технологий развивающего обучения на занятиях особенно интересно и поучительно обращение к философско-педагогическому наследию К.Э. Циолковского, поскольку в осмыслении проблем образования и воспитания ученый поднимался над сиюминутными потребностями, исходил из видения будущего человечества. Студенты убеждаются в современном звучании педагогической аксиологии Циолковского, рассматривающего в качестве базальных такие ценностные категории, как наука, знание, образование. Обращение к мыслям ученого о «необходимости глубокого умственного развития и обогащения познанием…человеческой души», о важности как можно более раннего приобщения к науке в единстве с нравственным долгом, ответственностью за свои мысли и поступки создает условия для того, чтобы на занятиях в вузе будущие учителя осмыслили бы и приняли концептуальные идеи и методические решения современных направлений развивающего обучения в широком философско-педагогическом контексте, не как дань моде, а в качестве реального шага к утверждению в школе гуманистической парадигмы.