РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОТ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО ДО НАШИХ ДНЕЙ

© В.М.Петраков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2003 г.

Одним из первых, предложивших использовать «аэроплан с ракетой», был наш соотечественник К. Э. Циолковский. Эта идея нашла своё дальнейшее развитие в трудах советских, российских и зарубежных авиационно-космических специалистов.

Первый этап работ в данном направлении относится к 30–40-м годам прошлого столетия. Данный этап включает опытные и экспериментальные работы по созданию летательных аппаратов, снабжённых ракетными двигателями. Эти работы включали исследования возможностей использования РКД, определения аэродинамических форм и характеристик данных ЛА.

Второй этап включает разработку крылатых беспилотных аппаратов на дальность до 8000 км, стартующих при помощи ускорителей, а затем использующих при полёте прямоточные реактивные двигатели.

Третий этап включает крылатые ВКК, стартующие вертикально при помощи РН.

Четвёртый этап — этап создания системы, полностью относящуюся к АКС — проект АКС «Спираль» (или «50×50»), который разрабатывался в филиале под руководством главного конструктора Г. Е. Лозино-Лозинского.

Следующим этапом является создание МТКК «Буран», входящий в ТКС «Энергия»-«Буран», состоящей из РН и ракетоплана, т. е. это промежуточный вариант между «традиционной» ракетно-космической системой и АКС.

Дальнейшим развитием данных работ по АКС может стать «Русская тройка», основу которой составляет новая структурная схема АКС.

Разработка АКС «Русская тройка» является логическим продолжением предыдущих работ по АКС и станет реальным воплощением идеи К.Э. Циолковского начинать космический полёт с помощью воздушного корабля со значительной высоты.