РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

РОЛЬ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Лыфенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Прогрессивные ученые всегда считали пропаганду научных знаний важной и почетной задачей. К их числу можно отнести К.Э. Циолковского, который стремился в своих небольших повестях, статьях и публичных выступлениях нести, как он говорил, «новую мысль в массы». Он обладал уникальным даром популярно излагать результаты своих исследований. Ученый был убежден, что «делает полезное дело: вызывает интерес, побуждает к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений». Однако случилось так, что педагогическое наследие Циолковского известно только узкому кругу профессиональных исследователей его творчества. Будучи активным популяризатором науки, ученый оказался мало известен как педагог, как автор антропокосмической концепции воспитания.

До недавнего времени в качестве основных средств популяризации научных исследований выступали кино, телевидение, радио, периодическая печать, однако в последние десятилетия особую роль начинают играть новые информационные технологии и интернет-технологии, в частности.

Преимущество интернет-технологий обусловлено оперативностью предоставления информации и мобильностью в организации коммуникации между пользователями, дешевизной и доступностью интернет-публикаций, широтой читательской аудитории. Возможности глобальной компьютерной сети уже оценены многими научными организациями. Так, уже регулярно проводится конкурс на лучшую научно-популярную интернет-публикацию. Вместе с тем, творчество Циолковского и особенно его педагогическое наследие представлено в глобальной компьютерной сети более чем скудно. Таким образом, секция «К. Э. Циолковский и проблемы образования» Научных чтений, посвященных памяти ученого, может выступать в качестве инициатора популяризации педагогических взглядов ученого в русскоязычном Интернете.