СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЫБОРА УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ ЛА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВЫБОРА УПРАВЛЯЕМОГО ДВИЖЕНИЯ ЛА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

© В.М.Балык, И.Н.Игнатьев, Р.Д.Кулакова, А.М.Никулин, П.В.Щербак
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и механика космического полета"
2003 г.

Выбор оптимального управления современными образцами ЛА, как правило, сопровождается многочисленными проблемами концептуального характера. В настоящей работе рассматривается одна из таких проблем, связанная с выбором управления в условиях действия неконтролируемых факторов, как природного, так и искусственного происхождения.

Существующие подходы к решению данной проблемы во многом отличаются субъективизмом, так как здесь по существу выбираются расчётные случаи, в то время как таких расчётных случаев может и не существовать, или они могут приводить к неверной оценке эффективности проектируемого ЛА. Естественно в такой ситуации потребовать от выбираемых управлений устойчивости ко всему спектру действующих факторов неопределённости. Под устойчивостью управляемого движения ЛА здесь понимаются такие управления, при которых ЛА выполняет заданный диапазон целевых задач с показателями качества не меньше заданных.

Показано, что выбор устойчивых режимов движения ЛА можно осуществить с применением синергетических моделей, в которых законы управления движением ЛА самоорганизуются по статистическим выборкам. Особенность данных выборок состоит в том, что здесь вместо критериальных оценок в качестве выходных условий введены условия устойчивости к неконтролируемым факторам. Соответственно, законы управления формируются с помощью помехоустойчивых алгоритмов самоорганизации. Отличительной особенностью синергетических моделей является то, что здесь не требуются какие-либо ограничения на топологию исследуемых целевых функций и условий устойчивости (например, непрерывность, дифференцируемость, выпуклость и т. п.).

В работе показывается, что соответствующие условия устойчивости могут быть сформулированы с применением моделей самоорганизации и приводятся их конкретные формулировки для ряда частных задач механики космического полёта.