СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© Т.Г.Полтавец, Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.

Обучение, воспитание и в целом развитие ребенка и подростка должно идти всесторонне. Чтобы не происходило «перекоса в однобокость технической направленности», следует историческое развитие науки и промышленности совмещать с развитием гуманитарных направлений цивилизации. В школе учащиеся раздельно изучают физику, математику, химию, биологию, литературу, историю и другие предметы. При этом по учебникам они знакомятся с выдающимся вкладом в цивилизацию ряда ученых, изобретателей, поэтов.

В области истории рождения идей, научной мысли, появления произведений искусства человеческая личность и человеческая воля всегда выступали на первое место. Без личности нет научной работы, научного открытия, нет поэмы и картины. Величайшие изменения в науке и искусстве совершаются только человеческими личностями.

Поэтому история науки и техники не может быть безразличной для всякого исследователя. Натуралист и математик всегда должны знать прошлое своей науки, чтобы понимать ее настоящее, предвидеть ее будущее. Будущего творца необходимо научить видеть широкую картину развития цивилизации, в которой отражается судьба гениев. Для понимания условий соответствующей эпохи следует представлять окружение великого человека, знать, с кем он общался, у кого учился и кто использовал его опыт, на чьи идеи он опирался, какие смотрел картины, читал книги, слушал музыку. В Управлении дополнительного образования детей можно решать эту задачу, объединив информацию о личностях в наглядной табличной и графической форме. Эта форма более всего воспринимаются детьми и подростками, у которых обнаруживается склонность к научно-технической деятельности.

Для всестороннего интеллектуального развития учащихся в плане расширения не только научно-технического, но и общекультурного кругозора предлагается метод, использующий принципы историзма, сравнения и наглядности. Рассматриваются разные области человеческой деятельности: наука, техника, литература, живопись, музыка.

Учащиеся под руководством педагога создают наглядные пособия (плакаты) для предложенного периода истории (например, XIX–XX века). При этом преследуются следующие цели:

1) знакомство с великими достижениями цивилизации и их творцами;

2) навыки поиска и отбора информации из литературы;

3) понимание смысла системообразующего фактора (в данном случае – времени);

4) систематизация сведений в виде таблицы;

5) умение ориентироваться в информации с помощью графика.

Предполагаются следующие этапы работы:

1) выбор выдающихся личностей по направлениям (ученые, конструкторы, писатели, композиторы, лауреаты Нобелевской премии по физике, химии, физиологии);

2) составление таблиц для каждого направления (с указанием дат жизни);

3) отбор из выбранных (по 15-20 человек для каждой таблицы);

4) строительство развернутых графиков (на оси времени здесь совмещаются различные направления: «конструкторы-художники», «учёные-писатели», «изобретатели-композиторы» и т. д.);

5) анализ графиков с позиций синергизма.

Эта работа может делаться в коллективе ребят различного возраста и подготовки, что характерно для состава кружков системы дополнительного образования. При этом усвоение знаний и способов деятельности будет происходить на трех уровнях:

1) осознанного восприятия и запоминания, внешне проявляющихся в точном воспроизведении материала;

2) применения знаний и способов по образцу или в сходной ситуации;

3) творческого применения знаний.

Предлагаемый метод обучения призван освоить все уровни. Конечным результатом будут красочно оформленные плакаты «наглядной агитации».