СТАТУС КОМАНДИРОВ ЭКИПАЖЕЙ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

© Б.ИКрючков, И.Г.Сохин, Р.Б.Богдашевский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2003 г.

В любом экипаже пилотируемого космического аппарата (ПКА) особый статус принадлежит его командиру. Статус командира экипажа определен рядом нормативно-правовых, нормативных и организационных документов — от «Закона о космической деятельности в РФ» и «Положения о космонавтах…» до «Кодекса поведения экипажа» и инструкций по деятельности космонавтов в полетах. Командир — высшее должностное лицо в экипаже. На него возлагается ряд задач и функций, которые только он уполномочен и обязан выполнять в космическом полете. Командир отвечает за выполнение программы полета в целом, безопасность экипажа, управление его деятельностью, сохранность ПКА и его оборудования, выполнение всех динамических режимов, связь с Землей, поддержание порядка и дисциплины на борту, взаимодействие в экипаже и его морально-психологическое состояние. В случае необходимости командир руководит ликвидацией аварийных ситуаций и принимает решение об использовании корабля-спасателя для срочного спуска на Землю.

С началом полетов на МКС к командирам экспедиций предъявляются дополнительные требования. Командир должен нести ответственность не только за российский сегмент, а за МКС в целом. По сложности конструкции, бортовых систем и оборудования МКС превосходит орбитальные станции «Салют» и «Мир». На столь сложном и большом космическом комплексе командир должен управлять деятельностью международного экипажа, уметь работать как с российским, так и с американским ЦУПами, нести ответственность за работу и безопасность на борту не только космонавтов-профессионалов, но и непрофессионалов-участников космических полетов.