ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2003 г.
Согласно основным идеям космической философии, цивилизация будущего будет представлять собой цивилизацию технократическую, основанную на увеличении потребления всех освоенных человеком энергетических ресурсов на планете; разработке и эффективном массовом внедрении новейших технологий, направленных на мирные преобразовательные цели.
В настоящем докладе рассматриваются следующие вопросы. Каково соотношение научно-технической и социальной революции в учении Циолковского? Является ли техника желательным или необходимым компонентом материальной базы общества будущего? Каково соотношение естественного и искусственного (в данном случае технических устройств, механизмов и приспособлений) на различных стадиях развития общества – современного Циолковскому «несовершенного» общества, «совершенного» общества планетарного масштаба и общества космического диапазона? Не носит ли образ техники будущего демиургическое начало, подчиняющее себе человека?
Техника является мощнейшим средством изменения отношений человека с природной данностью, средством перехода из мира зависимости от среды обитания в мир, полностью сформированный самим человеком, в мир свободы. В докладе рассматриваются социальные функции техники будущего, обеспечивающие интеграцию, демократизацию, рост материального благосостояния человечества.
Труды Циолковского демонстрируют богатство и разнообразие подходов к формированию мира техники и богатейший арсенал самих технических средств. Основные виды техники, обеспечивающие облик технократической цивилизации: транспорт, связь, комплексы, обеспечивающие функционирование энергетики, металлургии, химической и сельскохозяйственной промышленности. Спектр технических сооружений велик и многообразен — от транспортных систем глобального (планетарного) масштаба, искусственных сооружений, сравнимых по размерам с масштабами Солнечной системы, до индивидуальных средств спасения, комплекса бытовых предметов, которые станут необходимыми для человека в условиях невесомости.
В научно-технической проблематике проявилась диалектика духовного и материального, идеального и овеществленного. Согласно замыслам Циолковского, общество двинется вперед по пути гуманистического научно-технического прогресса, когда сформированы духовные потребности, облик новой общественной жизни — вначале отдельными лучшими представителями человеческого рода, гениями. Эти духовные потребности создадут искусственный овеществленный мир, обеспечивающий человеку рациональность устройства быта, демократические, всесторонние социальные контакты, изобилие продуктов питания, идеальные параметры экосистем любого масштаба. Новый мир материального изобилия, безопасности и неограниченных возможностей пространственного перемещения станет необходимой базой удовлетворения новых духовных потребностей.
В докладе также рассматривается проблема соотношения естественного и искусственного применительно к миру природы и техники; соотношение радикальных изменений облика биосферы и созидания техносферы в масштабах планеты; возможности кардинального изменения образа техносферы или ее преодоления в отдаленном будущем.