В. С. БУДНИК — ПИОНЕР СТРАТЕГИЧЕСКОЙ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОЕКТА РАКЕТЫ Р-12)
© С.Н.Конюхов, В.Н.Паппо-Корыстин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2003 г.
В мае 1951 г. И. В. Сталин подписал Постановление СМ СССР о передаче Днепровского автозавода Министерству вооружения. «Будут ракеты, будут и автомобили» — резюмировал вождь.
На постоянную работу в Днепропетровск направляются лучшие специалисты из Подмосковья: главный конструктор завода В. С. Будник, бывший заместитель С. П. Королева, его заместители Н. С. Шнякин, А. П. Елисеев, главный инженер завода С. Н. Кудрин, главный технолог Г. Ф. Туманов и многие другие. Завод должен освоить и выпускать серийно ракеты Р-1, Р-2, а потом и Р-5 — главного конструктора С. П. Королева.
На этом этапе главной фигурой на заводе становится конструктор, ибо только он может оценить влияние того или иного отклонения на работоспособность узла в полете и его последствия.
Обеспечивая сопровождение серии, В. С. Будник с соратниками приступает к проектным работам, выбрав принципиально новое направление – разработку ракеты на высококипящих компонентах топлива и с автономной системой управления, существенно повышающими боеготовность и эксплуатацию ракет.
Для днепровских ракетчиков очень важным событием стало Постановление СМ СССР от 13 февраля 1953 года, которым отделу главного конструктора завода № 586 была передана из ОКБ-1 НИИ-88 разработка эскизного проекта ракеты 8А63(Р-12) на высококипящих компонентах с двигателем РД-211 главного конструктора Глушко В. П., главный конструктор ракеты — В. С. Будник.
Спустя пятьдесят лет после этого события можно уверенно утверждать, что отдел главного конструктора завода №586 сделал первый и решающий шаг к созданию в Советском Союзе второй крупной проектно-конструкторской ракетно-космической организации ОКБ-586, ныне — ГКБ «Южное» имени М. К. Янгеля.