ВОПРОСЫ ЭТИКИ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Л.А.Данилевская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
В решении современных проблем перестройки школы на гуманистических началах, поиска содержания и путей нравственного воспитания подрастающего поколения, небезынтересно обратиться к идеям великого ученого-космиста, выдающегося гуманиста с сорокалетним учительским стажем К.Э. Циолковского. В своих трудах он рассматривал философские проблемы подготовки человечества к расселению и жизни в космосе в новых сообществах.
В работе «Горе и гений» ученый предлагал проект идеальной нравственной организации общественного устройства, которое должно привести к всеобщему благоденствию, счастью каждого живущего. Особенно ратовал Циолковский за счастливую жизнь в этом обществе. «Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем», — писал он.
В труде «Научная этика» Циолковский обосновал принципы, которые должны лежать в основе не только земной, но и космической жизни. «Нравственность Земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий». В этой работе показана также необходимость утверждения гуманистической морали, стремление к совершенству и разуму, самоотверженное служение красоте, содействие расцвету человека и общества.
«Нравственные свойства имеют первенствующее значение и могут даже при ограниченности человека в других отношениях поставить его на большую высоту…», — писал Циолковский в работе «Свойства человека». Он утверждал, что у личности «обыкновенно при нравственных качествах бывает достаточно и умственных, и физических». Циолковский рассмотрел общечеловеческие нравственные качества и показал, как они влияют на взаимоотношения людей. Он подчеркивал, «какое почти бесконечное значение имеет правдивость для человека» и утверждал, что «величайшая задача воспитания… — это полное устранение лжи из обихода». Он характеризовал бескорыстие как «редкий цветок человеческой души». И в то же время выступал против зависти: «Деятельность человечества должна быть направлена к ослаблению зависти… восстановлением справедливости». Он указывал на необходимость воспитания у человека таких нравственных качеств, как доброжелательность, сострадание, справедливость и совестливость.
Идеи Циолковского о земной и космической этике могут служить весьма важным напутствием педагогам в решении вопросов нравственного воспитания подрастающего поколения.