ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КОСМОС?
© Ю.Е.Кузнецов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2003 г.
Размышления об эволюции Земли, человечества, жизни вообще и разума занимают значительное место в трудах К.Э. Циолковского. Эти вопросы часто волнуют ребят 7–9-го классов. Используя их неподдельный интерес к данным вопросам, в рамках факультативного курса Прудищенской школы (Владимирская область) был предложен соответствующий теме материал.
На занятиях рассматривались такие темы, как «Зарождение жизни на Земле», «Эволюция живых существ», «Человек», «Что такое разум?». Уделялось внимание вопросам природных и техногенных катастроф. Было введено такое понятие, как «космическая экология». Перед учащимися ставился вопрос: «Зачем человечеству космос?». Необходимость освоения космоса ребята пытались обосновать тем, что человеку рано или поздно придется решать проблемы картографии, ограниченности ресурсов Земли, угрозы столкновения Земли с другими космическими объектами.
В рамках настоящей темы рассматривались вопросы, связанные с успехами нашей страны в освоении космоса. С помощью литературы и других источников о Циолковском, об образцах ракетно-космической техники, о современных российских космодромах ребята узнали для себя много нового и интересного. Ознакомившись с отдельными научными трудами Циолковского, ребята делали небольшие сообщения для своих сверстников.
Завершались факультативные занятия защитой фантастического проекта или составлением викторины по выбранной для каждого теме, связанной с вопросом «Зачем человек изучает космос?» Наиболее удачные викторины предлагаются в приложении к докладу.