1926-Й ГОД В ИСТОРИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

1926-Й ГОД В ИСТОРИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

© Ю.В.Линник
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

1. В 1926 г. вдохновленные встречами с Н. К. Рерихом и Е. И. Рерих московские художники П. П. Фатеев, С. И. Шиголев, В. Т. Черноволенко, А. П. Сардан и Б. А. Смирнов-Русецкий создают художественную группу «Амаравелла», ориентированную на интуитивно-эстетическое освоение космоса. В докладе предпринимается попытка вписать деятельность «Амаравеллы» в контекст русского космизма.

2. А. Л. Чижевский в книге «Земля в объятиях Солнца» пишет: «В 1925 и 1926 гг. природа земного шара стояла под знаком чрезвычайных волнений». Не видя здесь прямой корреляции, укажем, что на эти годы приходится пик активности русских космистов: выходит в свет «Монизм Вселенной» и «Причина космоса» К.Э. Циолковского (1925 г.), «Биосфера» В. И. Вернадского (1926), статьи А. Л. Чижевского «Современная астрология» и «Эпохи революций в природе» (1926 г.), третья книга «Живой Этики» («Община», 1926 г.). В марте 1926 г. К. Э. Циолковский пишет статью «Новая этика» (из «Монизма»), оставшуюся при его жизни неизданной. В творчестве «Амаравеллы» мы находим созвучие содержанию этих работ.

3. В. И. Вернадский определяет биосферу как «область земной коры, занятой трансформаторами, переводящими космическое излучение в действенную энергию». Одним из таких трансформаторов для «Амаравеллы» было художественное творчество. Под влиянием непосредственных контактов с В. И. Вернадским С. И. Шиголев создает в конце двадцатых годов беспрецедентный по критерию опережения времени цикл картин «Лаборатория в космосе».

4. Космология К.Э. Циолковского теснейшим образом переплетается с его этикой. В космосе должно быть элиминировано страдание. Жизнь тягостная будет заменена жизнью «легкой». Характерно, что этот эпитет мы находим в «Монизме Вселенной». Аналогичную установку мы обнаруживаем и в «Общине». Там говорится: «С дальнего мира пришел посланец». Он был похож на прогрессора Стругацких, ибо занимался тем, что «изгонял темноту и тесноту, поражал заразу и строил радостный труд». «Новая этика» К.Э. Циолковского, по сути, говорит о подобной прогрессорской деятельности. Утопизм этой программы очевиден. Но творчество мастеров «Амаравеллы» — его художественная апология: на их полотнах рождался совершенный, мажорный, воистину счастливый мир, обладающий непреходящей эстетической ценностью. Пользуясь термином Лейбница, можно сказать, что это «наилучший мир» — он оптимален по всем онтологическим и этическим параметрам.

5. Понятие параллелизма широко проникло в научное мышление двадцатых годов ХХ века. Достаточно вспомнить конвергентную эволюцию Л. С. Берга или гомологические ряды Н. И. Вавилова. В ином контексте это понятие использует А. Л. Чижевский — он пишет об «отчётливом параллелизме» космических и земных процессов. По-своему идею универсального параллелизма трактует «Амаравелла»: земные формы для неё — отражение космических структур или эйдосов; разные уровни бытия аналогичны — параллельны — друг другу, и эти созвучья свидетельствуют о единстве законов прекрасного во всем Универсуме.