БОРТОВАЯ СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ
© А.Н.Акимов, В.В.Воробьев, В.Ю.Бережной, С.В.Лукашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2004 г.
Анализ аварийности летательных аппаратов (ЛА) военного назначения и гражданских воздушных судов из-за столкновений в воздухе показывает, что все авиационные происшествия произошли на технически исправной авиационной технике из-за ошибочных действий летного состава и (или) группы руководства полетами (человеческий фактор). Это, в первую очередь, связано с тенденцией усложнения процессов управления современными ЛА, которое уже приблизилось к пределу психофизиологических возможностей человека; с другой стороны, отсутствием бортовых систем предупреждения столкновения (БСПС) на ЛА военного назначения и недостаточно развитым алгоритмическим обеспечением аппаратуры TCAS, которая устанавливается на самолетах военно-транспортной и гражданской авиации.
В статье рассматриваются вопросы снижения аварийности ЛА военного назначения из-за столкновений в воздухе. Вводятся понятия защищаемый и угрожающий самолет. При разработке алгоритмов считаются известными параметры и траектория движения угрожаемого самолета.
В работе представлены алгоритмы:
- выделение в данной области пространства из множества ЛА потенциально опасного;
- определение прогнозной точки возможного столкновения летательных аппаратов и времени нахождения угрожаемого самолета на линии пути защищаемого;
- определение дальности срабатывания БСПС защищаемого ЛА в зависимости от управляющего воздействия, ракурса встречи с угрожающим самолетом и времени нахождения угрожаемого самолета на линии пути защищаемого.
Полученные результаты математического моделирования различных полетных ситуаций с различными вариантами управлений показывают эффективность полученных алгоритмов работы БСПС.
Предлагаемые алгоритмы полностью вписываются в идеологию выдерживания ограничений, принятую в бортовых комплексах управления современных и перспективных ЛА.