ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТА МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКИПАЖА

ДОСТОИНСТВА ПРОЕКТА МАРСИАНСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКИПАЖА

© В.А.Довженко, В.И.Ярополов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2004 г.

Результатом работ «Международного научно-технического центра», начавшего свою работу с 1999 г., стал проект, который обосновывает простой классический десантный сценарий марсианской экспедиции, основанный на российских разработках однокорабельного и двухкорабельного марсианского экспедиционного комплекса (МЭК). Таким образом, марсианская экспедиция может быть во многом построена на уже освоенных российских технологиях.

Если оценить данную концепцию марсианской экспедиции в целом по основным критериям, которые обычно используются при оценке проектов, то можно констатировать следующее:

- принцип модульного построения и, как следствие, многократного резервирования двигательной установки с электрореактивными двигателями (ЭРД) позволяет гарантировать благополучное возвращение экипажа к Земле с любой точки траектории полета. При полете с виртуальной посадкой экипажа безопасность будет не хуже, чем при полете на орбитальную станцию;

- использование ЭРД позволяет сделать корабль многоразовым, что дает возможность расширить программу летной отработки и снизить стоимость общей программы освоения Марса;

- стоимость экспедиции представляется минимально возможной, как в части самого МЭК, так и в части наземных средств его отработки;

- общая масса МЭК в этом варианте будет минимальной. То есть потребуется минимальное число пусков РН, минимальное количество необходимого оборудования, при этом не требуется создания особо дорогих стендов наземной отработки;

- экологическая чистота МЭК также является достоинством проекта и увеличивает вероятность его поддержки мировой общественностью.

Таким образом, в техническом плане большая часть пути к первому полету человека на Марс уже пройдена. Технически Россия готова к участию в реализации международного проекта, который станет важным этапом развития земной цивилизации.

Однако анализ марсианского проекта показывает, что проведение марсианской экспедиции связано с появлением новых видов опасностей для экипажа, которые практически не исследованы. К числу основных из них относятся:

- отсутствие данных о влиянии пылевых бурь на Марсе на работу систем и оборудования марсохода и взлетно-посадочного комплекса;

- отсутствие сведений о возможности адаптации человеческого организма к марсианским суткам;

- отсутствие информации о приемах и способах решения космонавтами задач при переходе от длительного пребывания в невесомости к пониженной гравитации Марса (0,38g), а также в условиях адаптированного состояния космонавтов к пониженной гравитации Марса;

- задержка оказания консультативной помощи экипажу Марсианской экспедиции со стороны ЦУПа в нештатных ситуациях космического полета, а также в условиях опасности для жизни и здоровья членов экипажа, доходящая до 44 мин. из-за большого времени передачи радиосигналов по каналам связи с Землей;

- отсутствие способов психологической поддержки экипажа Марсианской экспедиции в условиях задержки реакции собеседника на Земле;

- недостаточная изученность влияния выброса плазмы при работе ЭРД на каналы связи пилотируемого межпланетного корабля (ПМК) с Землей.

- отсутствие информации о влиянии длительно действующих малых перегрузок, создаваемых ЭРД, на процессы, протекающие на борту ПМК и грузового межпланетного корабля (ГМК).

Характер и последствия влияния перечисленных опасностей на выполнение программы марсианской экспедиции отличаются большой неопределенностью. Для того, чтобы разработать способы борьбы с ними, необходимо проведение специальных исследований и экспериментов.