ЭТИЧЕСКИЙ ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИСТОРИИ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ФИЗИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ

ЭТИЧЕСКИЙ ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ИСТОРИИ: МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ФИЗИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ

© К.Е.Зарубицкий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

На рубеже тысячелетий человечество в очередной раз переживает кризис. Этот кризис происходит на фоне небывалых успехов науки и техники, фантастических возможностей, которые открывают генная инженерия и освоение космоса. Проблема состоит в том, чтобы удержать технологические достижения в определенных рамках, предотвратить возможные негативные последствия для человека и среды его обитания. Автор доклада считает, что решена эта проблема может быть в случае принятия новой этической парадигмы развития, которая базируется на переосмыслении человечеством своего места во Вселенной.

К. Э. Циолковский, исходя из неограниченных возможностей космической эволюции разумных существ, был «уверен, что зрелые миры, вне Земли, давно уже дали таких существ: бессмертных, живущих солнечными лучами…». Свою научную этику он основывал на учении о чувствительности каждого атома во Вселенной, т. е. на материализме и панпсихизме. К. Э. Циолковский строил свои гениальные предвидения на основе интерпретации рассматриваемых им фактов природы, и его взгляды можно отнести к одной из форм этического натурализма. Другими словами, он шел от онтологии к этике, выводил должное из сущего.

В настоящем докладе предпринята попытка показать, что существует другая возможность — вывести сущее из должного, т. е. путь от этики к онтологии. В этике экзистенциализма (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.) основой морального долженствования является свобода, которая выражается в способности личности самоопределяться независимо от каких бы то ни было детерминирующих воздействий природной и социальной среды. На этой основе существует особая логика морали, с точки зрения которой человек является высшей ценностью, существом самодостаточным и абсолютным. В зависимости от того, признает или нет человек этот статус за другими людьми, он выбирает позицию утверждения бытия других либо позицию утверждения себя за счет других, используя их как средство. Первый выбор является выбором добра, второй — зла. Выбор добра предполагает заботу обо всем существующем, он задает смысл жизни человека, определяет его цели, изменяет потребности в направлении разумной достаточности потребления. Выбор зла ведет к конфронтации и насилию.

С точки зрения логики морали правомерно, и это соответствует духу наследия К.Э. Циолковского, поставить вопрос: если космическая эволюция имеет цель и существование Вселенной имеет смысл, то этот смысл состоит в обеспечении бессмертия абсолютного существа — человека. Предположительно, развитие общения и сотворчества людей приведет к созданию на основе глобальной информационной сети «духовной сети Земли». В ходе эволюции последней произойдет «отрыв» носителя разума от биологического субстрата, переход его на иные носители, обеспечивающие возможность встраивания в естественные процессы эволюции, управления ими и обеспечения неограниченного развития.

В этой связи наиболее интересной является задача обнаружения и раскрытия механизмов предполагаемого воздействия космического разума на жизнь Земли, ведь, с точки зрения К.Э. Циолковского, существа разных периодов эволюции существуют совместно.