ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ЗОНЫ ОТРЫВА НА ХАРАКТЕР ОБТЕКАНИЯ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНОГО ВИНТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ЗОНЫ ОТРЫВА НА ХАРАКТЕР ОБТЕКАНИЯ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНОГО ВИНТА

© С.П.Остроухов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2004 г.

На пограничный слой лопасти винта оказывают влияние и градиент давления по радиусу лопасти, и центробежная сила, и сила Кориолиса. Очевидно, что развитие срыва на вращающейся лопасти должно зависеть от места, где начинается отрыв пограничного слоя.

В аэродинамической трубе Т-5 ЦАГИ на винтовом приборе 5ВП5 проведено исследование методом шелковинок обтекания двух моделей воздушных винтов с различной локализацией начальной зоны отрыва. На одной из моделей (МО-2а) отрыв начинался на конце лопасти, а на другой (МО-2) — в прикомлевых элементах.

Возникновение отрыва потока на внутренних сечениях лопасти не приводит к быстрому распространению его на всю лопасть, как это предполагалось раньше. Однако по мере увеличения угла установки лопастей в силу количественных изменений зона отрыва постепенно увеличивается по направлению к концу и комлю лопасти, а также к задней кромке.

Отрыв потока при возникновении на внутренних сечениях лопасти распространяется по ней быстрее, чем в случае, когда отрыв начинается на конце лопасти. Так, при угле установки больше 45 градусов вся поверхность лопасти винта МО-2 обтекается с отрывом потока, тогда как у винта МО-2а даже при 60 градусах установки на значительной части лопасти сохраняется безотрывное обтекание.