К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

© Т.В.Ахлебинина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Сегодня образование вновь обращается к проблемам гендерной педагогики. В печати появляются публикации, основная идея которых сводится к тому, что ученики имеют отличительные родовые особенности, и их нельзя не учитывать в образовательном процессе. В то же время сами преподаватели имеют гендерные отличия, хотя у образования в России в настоящее время женское лицо: согласно статистическим данным, количество мужчин-педагогов в России сократилось с 15% в 1999 г. до 9% в 2002 г. Феминизация образования накладывает свой отпечаток на процесс формирования личности ребенка.

В дореволюционной России профессия педагога у мужчин пользовалась большей популярностью. Можно назвать немало имен великих педагогов-мужчин, среди которых и наш земляк К. Э. Циолковский. Анализ его педагогической деятельности показывает, что способ его преподавания носит явно маскулинный характер.

Прежде всего, Циолковский преподавал предметы естественно-математического цикла: арифметику, алгебру, геометрию, физику, химию, астрономию. На основе этих знаний он умел строить межпредметные связи. С юных лет ученый посвятил себя технике и науке о природе. Он считал, что только через точные науки можно продвигаться к более высокому развитию человека. В педагогике Циолковский старался связывать теорию с практикой. Он считал, что недостаточно передать суть теорем, надо еще доказать их полезность, применимость к жизни. В методике обучения ученый отмечал необходимость и обязательность эксперимента. Он сумел перейти от словесной и «меловой» физики к экспериментальной науке. Желая дать на уроке как можно больше, Циолковский часто самостоятельно изготавливал необходимые, по его мнению, приборы, эффективность которых демонстрировал ученикам. Много времени ученый уделял практическим занятиям, считая, что такие занятия придают ученикам силы и оживляют класс. Одним из принципов обучения, которым руководствовался Циолковский, была ориентация на будущее. Вероятно, это связано с тем, что Циолковский был не просто учитель, а учитель-ученый. Однако в некоторой степени это связано с тем, что мужчины больше, нежели женщины, обладают даром предвидения. Дети были первыми слушателями его научных идей, участниками бесед о межпланетном пространстве. Циолковский не только передавал детям свои знания и опыт, он умело разрабатывал собственную методику преподавания. Наглядным примером этому служит его программа по физике, которая стала результатом поиска нового содержания образования. Ученицы Константина Эдуардовича отмечали в своих воспоминаниях, что учитель не ставил им плохих отметок. Это тоже проявление гендерного подхода педагога: он учитывал природные особенности учениц и их душевное состояние.

Таким образом, учитель-мужчина в гендерном смысле влияет на содержание образования, методику преподавания и на воспитание личностных и мировоззренческих качеств своих учеников.