К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
© А.А.Астахова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.
В национальной доктрине образования Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений образования подрастающих поколений является гражданское воспитание. Перемены, произошедшие в нашем государстве и образовании, в значительной мере изменили само содержание таких ценностей, как патриотизм и гражданственность.
Учитывая это, становится понятна важность актуализации гражданского воспитания молодежи, направленного на то, чтобы помочь ей разобраться, что значит понятие «гражданин» сегодня, как стать достойным гражданином своей страны, найти свое место в гражданском обществе.
Вопросы воспитания гражданина волновали и К.Э. Циолковского. В плане решения им этой проблемы несомненный интерес представляет созданная им антропокосмическая концепция воспитания, в которой раскрывается проблема воспитания молодого человека не только гражданином своего Отечества, но и гражданином Вселенной, человеком, который осознает свою нравственную ответственность за преобразование всего окружающего мира.
Циолковский считал, что любой человек, в меру своих способностей и образования, должен служить Отечеству, трудиться на благо Родины, своими делами и поступками способствовать ее процветанию, быть ей полезным. Именно в этом, по мнению ученого, и заключается гражданский долг не только по отношению к своему народу, но и ко всему человечеству. Специфика его концепции заключается в том, что он старался решить проблему воспитания гражданина не только в плане национальном, но и общечеловеческом. Именно поэтому Константин Эдуардович расширял это понятие до космических, вселенских масштабов, утверждал необходимость воспитания каждого человека «гражданином Вселенной».
Идеи К.Э. Циолковского в настоящее время находят все более широкий отклик, т. к. в современном образовании значительное внимание уделяется воспитанию гражданина, способного направлять свои знания, умения и навыки на созидание всего, что его окружает не только в своем городе, своей стране, но и на всей планете, а далее — во Вселенной.