К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ЦЕННОСТЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© С.Н.Касаткина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.
Глубокие изменения происходят в области высшего педагогического образования, которое всегда базировалось на определенной совокупности духовно-нравственных ценностей и оказывало свое влияние на процесс формирования профессионально-ценностных качеств будущего учителя.
Ориентация личности на те или иные ценности выступает в качестве его профессиональной идеологии, влияющей на различные стороны педагогической деятельности. Хорошо известно, что от того, какие идеалы и ценности будут сформированы у самого педагога в период его обучения, во многом будет определяться, какие ценностные ориентации будут преобладать в сознании его учеников, а значит впоследствии и в общественном сознании.
В последние годы в самостоятельную отрасль науки, рассматривающую систему ценностей педагогического образования, выделилась педагогическая антропология.
Во всем мире меняется отношение к образованию, в том числе — педагогическому. Утверждается необходимость личностно-ориентированного, антропологического, аксиологического подходов. Гуманистическая концепция модернизации педагогического образования включает в себя признание человека как высшей ценности, его прав на свободу, созидательную творческую деятельность. Свобода человека есть всегда освобождение его от власти низших ценностей, всецело определяемых только материальными потребностями, в пользу высших (духовно-нравственных), возвышающих личность, сохраняющих ее достоинство, в том числе и национальное.
В связи с этим значительное внимание обращается на формирование у будущих учителей как общечеловеческих, так и национальных ценностей на основе изучения этнокультурных особенностей образования, национальных педагогических традиций.
Во взглядах выдающегося отечественного мыслителя-космиста, педагога К.Э. Циолковского на формирование ценностных качеств учителя прослеживаются русские духовные и педагогические традиции.
В основе созданной им антропокосмической концепции лежит коэволюционная методология, указывающая на необходимость воспитания человека «не царем природы», стоящим над ней и покоряющим природу в угоду своим утилитарным потребностям, а человеком, ощущающим свое единство с окружающим миром, способным взаимодействовать с природой, не нарушая космической гармонии. Как подчеркивал Циолковский, нет ничего страшнее духовного нигилизма, оснащенного могучими современными технологиями — эта перспектива очень быстро может привести человечество к гибели.
Сегодня, когда девальвировались, оказались попранными такие базовые педагогические ценности, как добросовестный труд, бескорыстие, альтруизм, честность, скромность, когда вместо всего этого насаждается насилие, жестокость, культ денег, обогащение любой ценой, очень важно обращение к изучению педагогического наследия Циолковского, к тем аксиологическим аспектам, которые составляют основу его взглядов на образование, школу и подготовку учителя.