К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ВЛАСТИ И ЕЕ КОСМИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ВЛАСТИ И ЕЕ КОСМИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ

© В.М.Мапельман
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

Проблема власти в творчестве К.Э. Циолковского хотя и является производной, все-таки чрезвычайно принципиальна. Будучи последовательным сторонником универсальных закономерностей, аналогичных процессам, протекающим в природе, он искал подобное и в общественном устройстве. К. Э. Циолковский стремился противопоставить неопределенности и неоднозначности (хаос) социальных отношений универсальный, идеальный, поддающийся математическому расчету порядок. Логика его размышлений шла от противного: он выделял основные болевые точки в управлении современными ему общественными процессами и моделировал вариант, который не содержал бы в себе этих негативных моментов. Показательна в этом случае, например, заметка «Какое правительство я считаю лучшим».

Как полагал ученый, разум нормально функционирует лишь в условиях нравственно безупречного общества, становление которого будет осуществляться в два этапа. На первом продолжится эволюция развития жизни на Земле, то есть будет полностью использована та мера свободы, которая предоставлена нашей планете в целях накопления и совершенствования социального опыта, достижения интеллектуального могущества. Его основные задачи могут быть решены лишь при условии идеальной организации управления обществом, что воплощается в подчинении единой воле, единой идее. Чтобы социальный организм функционировал как единая система, важно установить равенство всех перед законом, ввести единый календарь, меру времени и другие эталоны измерения, но главное – единый язык. Кроме того, чрезвычайно важно обеспечить каждого индивида прекрасными условиями существования в сфере быта, труда и отдыха. Все это должно сопровождаться полной застрахованностью от притеснений и насилия. Единственная сфера, в которой может сохраняться соперничество, это область разума.

Идеальное общественное устройство, с точки зрения К.Э. Циолковского, может функционировать лишь при наличии в нем в качестве главного элемента, наделенного мощным разумом, лишенного эмоций и слабостей гения. Ему дано познание высших истин, способность посвящать в знания других, просвещать и вести за собой людей, совершать великие деяния и чудеса. Его основное назначение – совершенствование разума и обеспечение справедливого управления обществом с целью полного исключения страданий. Общество тщательно отбирает из своей среды гениев или потенциальных претендентов на этот статус, им и принадлежат все основные должности в управлении на Земле, а затем и в космосе.

Эффективное функционирование сообщества осуществляется при четком понимании одной из основных задач существования – необходимости интенсивного размножения. Кроме того, важно обучать новое потомство законам и ремеслам, наукам и искусствам, следить за его здоровьем.

Совершенство земной цивилизации приближает начало второго этапа. Он связан с принципиальной физико-химической перестройкой организма любого сознающего субъекта. В соответствии с идеалами добра и в целях препятствования злу в будущем сформируются разумные «животные-растения», существующие максимально независимо от среды обитания.

Во Вселенной также должна быть создана единая система централизованного управления президентского типа. Она будет руководить жизнедеятельностью разумных животных космоса. Со временем возникнет сложное счастливое общество под руководством самого мощного по разуму единого президента. Таким образом, произойдет утверждение единой нравственности, главный смысл которой в абсолютном уничтожении страданий для всех проявлений жизни, какие только может допустить процесс развития. Там, где все усовершенствовалось, основная забота – не портить, поддерживать царство добра. При появлении страдающих систем будет совершаться обязательный акт морали — безболезненное истребление страдающего. В космическом единении полностью искоренится стремление к самоистреблению, наладится система воспитания и усвоения каждым гражданином космоса высших идеалов, исчезнут поводы для каких-либо страхов и опасений. Наступит полнейшее, ничем не прерываемое безбрежное счастье.

Таким образом, взгляды на власть К.Э. Циолковского формируются на основе принципов монизма, механицизма и эволюционизма, трактуемых в духе социальной утопии, аналогичной для западных теоретических моделей XVIII-XIX веков. Основу этих проектов составляла безграничная вера в прогресс и могущество человеческого разума, гипертрофированное внимание к будущему, опора на абсолютно совершенные идеалы, выход за пределы исторического времени. Утопия К.Э. Циолковского имеет сциентистский, технократический характер. Ценностная база социально-философской концепции ученого сформировалась на основе буржуазных идеалов и оценок, характерных для начальных этапов развития капиталистических отношений.

Не случайно, что в настоящее время в нашем обществе проектирование совершенной (справедливой) власти осуществляется аналогичным путем и приводит на практике к сложным и конфликтным результатам. Все это делает взгляды на власть К.Э. Циолковского чрезвычайно актуальными.