КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
© Г.А.Полтавец
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.
В научной и учебной литературе встречается широкий спектр классов, методов педагогических систем и технологий, которые можно обобщить по следующим признакам и принципам.
1. По целевому признаку (системы и технологии: обучающие, воспитывающие, развивающие, многоцелевые).
2. По философской основе.
3. По форме обучения (взаимодействие с преподавателем).
4. По способу воздействия.
5. По возрасту.
6. По типу образовательного учреждения.
7. По типу организации и управления познавательной деятельностью.
8. По способу, методу, средству обучения.
9. По категории обучающихся.
10. По уровню применения (общепедагогические, предметные — частно-методические, локальные — модульные технологии).
11. По характеру содержания и структуры.
12. По ведущему фактору психического развития.
13. По научной концепции усвоения опыта.
14. По характеру мотиваций и взаимоотношений и др.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем. Названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех авторских модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Работающая педагогическая технология на практике всегда комплексна. Обычно комбинированную технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции. В комплексных технологиях педагогический процесс комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, называют проникающими.
Все технологии, как в комплексе, так и в отдельности, играют весьма важную роль в системе дополнительного образования, решая проблемы организации и управления, они обеспечивают системный подход к научно-техническому творчеству учащихся.