КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ НА СЦЕНЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
© Н.В.Охочинский, М.Н.Охочинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "История ракетно-космической науки и техники"
2004 г.
К отмечавшемуся в 1932 г. юбилею К.Э. Циолковского кукольные театры Ленинградского ТЮЗа (ныне Санкт-Петербургский театр марионеток им. Евг. Деммени) подготовили первый в мире спектакль, посвященный космическим полетам. Надо отметить, что спектакль «Ракета СС-1» (пьеса С. Дилина и М. Шифмана, постановка М. Дрозжина, художник И. Павлович) вообще является первым обращением кукольного театра к научно-технической тематике.
Спектакль рассказывал о космическом перелете ученого, профессора Гаррата, который на сконструированной им ракете вместе с друзьями спасался бегством из некоего диктаторского государства. Посадка происходила на территории нашей страны. Сюжет, достаточно популярный в отечественном искусстве того времени, и останавливаться на его политической составляющей мы не станем.
Научный материал был органично включен в структуру спектакля, как в форме прямого рассказа с демонстрацией диапозитивов, так и в виде активного действия. Профессор Гаррат, читая лекцию, говорил о реактивном движении, о ракетах для полетов к иным мирам. Он сообщал, что Циолковский — «…ученый Советской Страны первый открыл это средство добраться до Луны»; на экране в этот момент появлялся портрет ученого. Затем перед зрителем проходили этапы космического полета, пассажиры ракеты испытывали перегрузки при взлете, а затем парили в невесомости, наблюдая через иллюминаторы Луну и Землю. По отзывам зрителей, благодаря использованию кукол-марионеток именно сцены космического полета, невесомости выглядели особенно эффектно. Все это не удивительно, поскольку научным консультантом был приглашен профессор Н. А. Рынин, автор всемирно известной энциклопедии «Межпланетные сообщения».
В прессе тридцатых годов отмечалось и мастерство актеров-кукловодов, и интересное раскрытие необычной темы. Спектакль имел стабильный успех у зрителей, неизменно включался в программу гастролей и сошел со сцены только перед самой Великой Отечественной войной.