КОСМИЗМ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И А. Л. ЧИЖЕВСКОГО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

КОСМИЗМ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И А. Л. ЧИЖЕВСКОГО В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

© И.М.Шишкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

В настоящем докладе рассматриваются вопросы, касающиеся влияния мировоззрения К.Э. Циолковского на мировоззрение А.Л.Чижевского, их особенностей и отношения к русскому религиозному космизму и к материалистической философии.

Дается объяснение особенности понимания детерминизма у Чижевского и его отличия от «традиционного материализма»; рассматривается редукционизм Чижевского в понимании социально-исторических, психологических и биологических явлений. Подчеркивается сходство представлений Циолковского и Чижевского о времени, отрицание ими идеи субстанциональности времени.

Рассматриваются космоцентризм Циолковского и Чижевского, его новизна как мировоззрения и обусловленность философией Нового Времени.

В философской и научной картине мира трёх учёных и философов-космистов — Циолковского, Вернадского и Чижевского — представлена интуиция о живом и мыслящем универсуме, или, если сказать иначе, о жизни и мышлении неживого.

Дается культурно-этико-исторический контекст мировоззрения Ницше в его связи с идеей Вечного Возвращения; рассматриваются различия и сходство концепций Вечного Возвращения у Ницше и Циолковского-Чижевского.

Смысл концепции Вечного Вневременного Возвращения Циолковского-Чижевского дан в культурно-историческом контексте эпохи.