КОСМОС К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОЛОГИЯ

© В.В.Казютинский
2004 г.

1. Вопреки высказываниям Циолковского, его космическая философия не является строго рациональной, теоретической философской системой. Она наполнена архетипическими смыслообразами, свойственными всему человеческому опыту, в том числе философскому и нефилософскому – обыденному, научному, религиозному. Сам Циолковский, высоко оценивая космическую роль разума, говорил, что его мировоззрение включает «чувства, которые выше разума», что «может быть, это остатки разрушенного совершенства, которым обладали наши предки» (Циолковский К. Э. Этика или естественные основы нравственности // Космическая философия. М., 2001. С. 88). Именно в контексте осмысления целостного человеческого опыта Циолковский сформулировал как свою космологию, так и программу жизнедеятельности человечества, включающую неизбежность его космического будущего. В этой программе, неразрывно связанной с его космологией, синкретически слиты три слоя, которые, как отметил В. С. Стёпин, свойственны всей системе программ надбиологической деятельности человека: программы, основанные на реликтах прошлого; программы, целенаправляющие настоящее; программы, адресованные будущему. Отсюда и антиномичность космической философии. Антикосмисты неправомерно разрывают единство этих слоёв в программе Циолковского, когда, с одной стороны, настаивают на «архаичности» его мировоззрения, с другой — считают эту программу вредоносной квинтэссенцией духа техногенной цивилизации. В условиях кризиса культуры, исчерпанности прежних смыслов её универсалий, Циолковский создал набросок нового типа человеческой жизнедеятельности, ведущей человечество к спасению и «никогда не кончающемуся счастью».

2. Космология Циолковского оперирует понятиями: «мир», «космос», «другие космосы», «Вселенная», «причина Вселенной», «пространство», «время», «бесконечность», «эволюция», «космический разум», «космическая точка зрения» на человека, «атом–дух» и др. Анализ смыслов, которыми они наполнялись, показывает, что основоположник космонавтики, по сути, формулировал их как универсалии культуры. Они выражали не только понимание, но и переживание мира человеком, придание миру человеческой ценности, человеческого измерения и являлись схемами, фиксирующими весь человеческий опыт (автор придерживается точки зрения, высказанной В. С. Степиным на универсалии культуры). Современная космология пересмотрела многие черты образа космоса, которые мы находим у Циолковского, но архетипичность применённых им категориальных структур приводит к постоянному воспроизведению этих структур на всё новых уровнях знания.

3. Обсуждая образ Вселенной в космической философии Циолковского, его значение для современной культуры и прогнозов будущего человечества, мы не всегда адекватно осознаём, насколько меняется картина Вселенной буквально за последние годы и даже месяцы. Астрономия и космология переживают сейчас новую революцию. Если принять, что первой была коперниканская революция, а второй — революция, вызванная началом предсказанной Циолковским эры исследования Вселенной космическими средствами, то научная революция в астрономии и космологии наших дней выступает уже третьей по счёту. На основе прогресса совместных исследований Вселенной наземными и космическими средствами продолжаются великие открытия в астрономии и космологии (активные ядра галактик, вспыхивающие объекты разных типов, «тёмная материя», «чёрная», иначе «скрытая» энергия или «квинтэссенция», ускорение расширения Вселенной, возможное открытие «чёрных дыр» и др.). Возникают неожиданные теории космоса (инфляционная космология, вакуумная картина мира, самоорганизующаяся Вселенная и др.). Это вовсе не значит, что отбрасываются обоснованные научные истины — они уточняются. Недостаточно обоснованные гипотезы и теории сменяются, как считают, более обоснованными, более близкими к реальной Вселенной. Некоторые черты современной картины Вселенной были угаданы в космической философии Циолковского (множество космосов, антропный принцип и т.д.), другие вступают с ней в противоречие. Образ Вселенной оказывается качественно иным, неимоверно более сложным. Следует без всякого смущения фиксировать новые смыслы, которые приобретают архетипические образы, понятия и принципы, использовавшиеся Циолковским. Это позволит глубже понять не только динамику развития космологических идей в культуре, но и степень реальности созданного Циолковским «возможного мира» человеческого опыта – космического будущего нашей цивилизации.