МАРШРУТЫ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО: «ЗЕМЛЯ - ОРБИТА ЛУНЫ», «ЗЕМЛЯ - ОРБИТА МАРСА»
© В.В.Балашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2004 г.
1. Мечту о космическом полете К.Э. Циолковский пронес через всю свою жизнь. «О возможности путешествия вне нашей планеты мечтать я начал с 17 лет» — так он пишет в «Комсомольскую правду» в самом конце своей жизни, в июле 1935 г. И там же: «Ничто меня так не занимает, как задача одоления земного тяготения и космические полеты». В это же время К.Э. Циолковский, осознавший, что «шире литературы влияние кинофильмов», консультирует снимаемый на Мосфильме фильм В. Н. Журавлева «Космический рейс», посвященный экспедиции на Луну. Тема полета на Луну присутствует в творчестве К.Э. Циолковского с 1893 г., когда им была опубликована научно-фантастическая повесть «На Луне». В работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1911-1912 гг.) К.Э. Циолковский обсуждает возможные варианты полета Земля-Луна: облет Луны с возвращением к Земле, выход на орбиту искусственного спутника Луны и посадка на ее поверхность.
2. К.Э. Циолковский, убежденный, что «человечество со временем заселит околосолнечное пространство», предлагает трехэтапный план достижения этой цели. Первый этап — «создание эфирных поселений поблизости Земли». Второй этап — «переселение в области эфира между орбитами Земли и Марса или другими орбитами, более подходящими». В этих целях ученый считает возможным «использование солнечной энергии и давления света для перемещения в эфирном пространстве». Достигнув пояса астероидов, «мы получим обилие опорного и строительного материала». И, наконец, третий этап: «Отсюда нам открывается путь не только ко всем планетам, но и путь к другим солнцам».
3. Над проблемами осуществления межпланетного полета работали многие из тех, кого мы относим к «пионерам ракетной техники». Ф. А. Цандер создавал теорию межпланетного полета и разрабатывал конструкцию межпланетного корабля, начиная свой рабочий день в ГИРДе в начале 30-х гг. призывом: «Вперед, на Марс!». С тех лет и до последних дней своей жизни пронес идею полета на Марс и С. П. Королев: в начале 60-х гг. в руководимом им КБ разрабатывался проект «тяжелого межпланетного корабля». В 1988 г. идея экспедиции на Марс широко обсуждалась в печати. Авторы опубликованной в «Правде» в мае 1988г. статьи «Дорога к Марсу» В. Глушко, Ю. Семенов и Л. Горшков считали, что «полет к ближайшей к нам планете стоит сегодня на повестке дня. Это вопрос не только научный и технический, это вопрос прогресса земной цивилизации».
4. Проблемы осуществления дальних космических полетов обсуждались на Чтениях К.Э. Циолковского первых лет их работы. В 1967 г. на II Чтениях с докладом, посвященным траекториям облета Луны, выступил В. А. Ильин. В 1968 г. на III Чтениях тема исследования лунных траекторий была продолжена в докладе В. С. Вождаева. В 1969 г. на IV Чтениях с докладом, посвященным оптимизации траекторий Земля-Марс-Земля с торможением в атмосфере планет, выступил В. В. Балашов. Все трое упомянутых докладчика представляли ЦАГИ
им. проф. Н. Е. Жуковского — ведущую научно-исследовательскую организацию Министерства авиационной промышленности, в которой в 60-е гг. проводились масштабные работы по созданию авиационно-космической техники, в первую очередь — по изучению движения аппаратов в атмосфере.
5. В настоящее время тема пилотируемого полета к Марсу вновь стала предметом оживленных дискуссий. Если отнестись серьезно к заявлению американского президента о планировании экспедиций на Луну и Марс, то актуальным становится вопрос, должна ли и в какой мере наша страна участвовать в «марсианской гонке»? Оценивая результаты предшествующих «гонок» — лунной и космических челноков Space Shuttle — «Буран», необходимо отметить не только наши потери, но и наши приобретения. Это, в первую очередь, РН тяжелого класса «Протон», РН сверхтяжелого класса «Энергия» и технологии многоразового возвращаемого КА на базе теплозащиты «Бурана». Эти компоненты могут быть успешно использованы в космической транспортной системе, которая должна обеспечивать доставку на орбиту ИСЗ персонала и многих сотен (скорее, тысяч) тонн грузов для монтажа, испытаний и отправки пилотируемого корабля к Марсу. Для решения этих задач должен быть создан Орбитальный монтажно-испытательный комплекс, и опыт эксплуатации орбитальных станций «Мир» и МКС окажется поистине бесценным.