МИР ТЕХНИКИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ УТОПИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2004 г.
Темой доклада является сравнительный анализ образа техники, ее роли в социальном строительстве в представлениях классиков социальной утопии, в том числе научных фантастов, и К.Э. Циолковского. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона предлагает первый в истории утопической мысли вариант идеального общества, в котором научно-техническая составляющая занимает значительное место. Далее в докладе обращено внимание на крупнейшие научно-технические утопии XIX и ХХ века, развернутые в научно-фантастических романах Ж. Верна, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких.
Масштабы применения техники соответствуют типам обществ (закрытое в понимании ранних утопистов и открытое у космистов и фантастов) и масштабам их развития — локальное, глобальное планетарное, космическое. Наука, техника, промышленность способствуют становлению данного типа общества и в то же время несут на себе его типические черты.
Видами техники, играющими значительную роль в идеальном обществе будущего, по представлениям утопистов и фантастов, являются строительная техника, индивидуальный и коллективный транспорт, связь, экспериментальная, адаптирующая техника, замещающая техника (биотехника). В работе рассматривается соотношение указанных видов техники в представлениях различных авторов.
Русских космистов, положительно относившихся к техногенному фактору, социальных утопистов и научных фантастов сближало представление о единстве человеческого общества, которое гармонично функционирует в качестве целостного организма. По этой причине основными социальными функциями техники становятся интегративная, способствующая сплочению общества; демократическая, создающая равные возможности для всех или большинства; адаптивная, обеспечивающая ассимиляцию человека во враждебной ему среде; гуманистическая, направленная на создание благоприятного, безопасного, рационального образа жизни людей.
Одной из основных проблем данной темы является вопрос о соотношении природного мира, естественной окружающей человека среды и мира культурного, цивилизационного, созданного самим человеком с помощью орудийной деятельности. Чем более наращиваются техногенные факторы современного мира, тем в большей степени они входят в противоречие с биологией, психологией, социальными факторами человеческой жизни. Облик реальной техники ХХ — начала XXI века вошел в серьезное противоречие с гуманитарными ценностями и подвергается критике со стороны глубинной экологии, валеологии, психологии, представлениях о безопасном образе жизни. Идеальные мыслительные конструкты прошлого все в большей степени расходятся с практикой настоящего, становятся в оппозицию к ней. Мир техники К.Э. Циолковского в сравнении с предшествующими ему авторами наиболее масштабно и ярко воплощает указанные выше социальные функции.