МИР ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ РУССКИХ КОСМИСТОВ (А. В. СУХОВО-КОБЫЛИН, Н. Ф. ФЕДОРОВ, П. А. ФЛОРЕНСКИЙ, К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ)

МИР ТЕХНИКИ В ФИЛОСОФИИ РУССКИХ КОСМИСТОВ (А. В. СУХОВО-КОБЫЛИН, Н. Ф. ФЕДОРОВ, П. А. ФЛОРЕНСКИЙ, К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ)

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

Мир техники русского космизма представляет интересный и перспективный с точки зрения философского анализа феномен. В настоящем докладе в сравнении рассматриваются технические идеи А. В. Сухово-Кобылина, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, К.Э. Циолковского, обосновавших, по существу, общую концепцию развития техники как не противоречащую природным основаниям человеческого бытия, но объективирующую истинные природные потенции самого человека. Культурно-цивилизационный потенциал техники представлен в их учении как важнейшая составляющая метаэволюционной стадии развития общества (солярного человечества Сухово-Кобылина, единого целокупного человечества Федорова, единого общества космического диапазона Циолковского).

Содержание доклада составляют: анализ принципа «подобное в подобном», выявленного в идее органопроекции Флоренского и философии вагонного движения Сухово-Кобылина; символика сферы в технических идеях Сухово-Кобылина и Циолковского; гуманистический потенциал техники в общественном развитии. В частности, Федоров предвидел поворот от военного применения артиллерии к мирному в области метеорологии; Циолковский, прогнозируя технобиоценозы космических масштабов, имел в виду исключительно мирное применение техники, отрицая в принципе войну как метод разрешения социальных противоречий.

Тезис Флоренского «Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины» был им конкретизирован в идее органопроекции. Органопроекцией мыслитель вслед за автором термина Эрнстом Каппом считал уподобление технических изобретений естественным органам человека. Орудийная техника, инструментарий, дом предстают в качестве естественного продолжения организма, а органы человеческого тела — первообразами технических объектов. Существуют изначальные идеи-функции, объективируемые организмом в виде телесных органов, а человеческим разумом — в виде технических изобретений, продолжающих телесные органы. По существу Флоренский провозгласил тождество научного открытия и технического изобретения.

Символика античной космологии находит продолжение в технических представлениях Сухово-Кобылина и Циолковского. Уже первые целостные образцы теоретического конструирования моделей бытия античности были связаны с образом сферы — это и неподвижный шаровидный мир-бытие Парменида, и живой дышащий мир Пифагора, и бесконечность множественных шаровидных миров Демокрита, проходящих стадии рождения, существования и исчезновения; и круговое движение сферического мира с конечным радиусом Аристотеля. Укорененность своих идей в античности ясно осознавал, например, Сухово-Кобылин, ссылавшийся на гераклитику. Его Всемир (бытие) есть бесконечный шар с центром «разумом», бесконечно вращающийся, его вращение есть волюция — спиралевидное эволюционное развитие человечества. Шар предстает универсальной формой – символом свободы. Предвидение Сухово-Кобылина о том, что вещество, предоставленное самому себе, то есть пребывающее в состоянии свободы, принимает форму шара, блестяще подтвердилось в технологических экспериментах, проводившихся в космических полетах. Расплавленные в невесомости материалы обретают форму идеальной сферы. Техническое изобретение интерпретировалось им как закономерность в развитии человечества, как практическая деятельность Духа по покорению пространства. По выражению Сухово-Кобылина, вагонное движение сорвало с современного человека скорбные и позорные для него кандалы пространства, в которые сын Божий был до этих пор закован материей. Само вращение вагонного колеса объективирует совершенное метафизическое вращение мировой сферы — Всемира.

В трудах Циолковского философия сферы развернута более конкретно, представлена в проектах земных и космических жилищ-коммун. На Земле создаются обширные круглые помещения — жилища, основной архитектурный замысел которых реализует идею равенства всех его жителей по отношению друг к другу. Словесное описание Циолковского графически вполне возможно проиллюстрировать рисунком Шамбалы — кругом, разделенным на равные сегменты; пребывающие в них жители равны по отношению друг к другу и организующему их мир центру. Мир технических конструктов космоса по представлениям Циолковского коррелирует с природным миром в том, что он пронизан геометрическими фигурами — символами гармонии и совершенства — шаром и сферой. В различных контекстах появляются сделанные человеком, но не противоречащие гармонии мира шары, сферы, торы, скругленные цилиндры. Это статические и динамические сооружения, сопоставимые по размерам с размерами планеты и самой Солнечной системы (системы поездов, эстакады, торообразные жилища); в конечном итоге это может быть сфера подвижных технобиокомплексов, заменившая планеты Солнечной системы и имеющая Солнце в качестве источника энергии и структурирующего элемента системы.

Мир техники в философии русского космизма предстает как целостный, непротиворечивый феномен, раскрывающий природные возможности человечества на метаэволюционой стадии его развития.