НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТРУДАХ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Н.А.Косовская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Одной из задач, стоящих в современных условиях перед нашим обществом, является формирование духовно-нравственной культуры учащихся, элементами которой являются и политическая культура, и нравственная, и эстетическая и др. А для этого необходима целенаправленная воспитательная работа, осуществляемая в рамках всего учебного процесса.

ХХ век явился тем временем, когда произошли как качественные, так и количественные изменения в отношениях между человеком и природой. Изменение этих отношений, а в результате этого и духовный кризис в обществе, и экологический кризис, вышедший уже на планетарный масштаб, привели к необходимости решения нравственных, этических проблем в обществе. Поэтому обращение к научному наследию К.Э. Циолковского, жившего в то время, когда начались активные изменения во взаимоотношениях человека с природой, в период расцвета научно-технической мысли в мире, представляется необходимым.

Смысл жизни, по Циолковскому, в том и состоит, чтобы управлять природой и делать жизнь счастливей, ведь человек с его возможностями представляет высшее богатство Земли. Разрабатывая конструкцию своего дирижабля, работая над созданием реактивных приборов, Константин Эдуардович одновременно рассматривал вопрос о необходимости совершенствования самого человека, его нравственном развитии. По мнению Циолковского, создавая космические колонии на различных спутниках Земли, Солнца, планет, человечество должно будет заселять их только людьми, прошедшими всевозможные предварительные отборы, только «совершенными людьми», прямо «ангелами в человеческом образе», причем, как в физическом, так и в нравственном отношении. Тогда в космосе «создается новое, разумное человеческое общество, где все построено на товарищеской совместной работе, на общую пользу на благо и счастье всего коллектива».

Через все труды Циолковского проходит мысль о добре, красоте, счастье, любви между всеми людьми. Он говорит о необходимости развития и укрепления дружбы и братства народов всеми возможными способами политики, экономики и культуры. Космос, по убеждению ученого, должен стать воплощением порядка, гармонии, царством света, добра и счастья. Этика Циолковского заключает в себе мысль о том, что решение проблемы мира и счастья на Земле для человечества неразрывно связано с борьбой за разум и счастье во всей Вселенной.