О НЕКОТОРЫХ «НЕТЕХНИЧЕСКИХ» ПРОБЛЕМАХ ПИЛОТИРУЕМОЙ ЭКСПЕДИЦИИ К МАРСУ
© В.В.Балашов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2004 г.
1. В апреле 1961 г. советский космонавт Ю. Гагарин совершил первый шаг в Космос, в июле 1969 г. американский астронавт Н. Армстронг первым ступил на поверхность Луны, и перед мировой пилотируемой космонавтикой встал вопрос — каким должен быть следующий шаг? Безусловно, результаты, достигнутые в исследованиях планет Солнечной системы автоматическими космическими аппаратами (КА), являются весьма впечатляющими. Однако необходимо признать принципиальную ограниченность их возможностей. Решение многих исследовательских задач требует участия человека.
2. В 1969 г. NASA представило программу исследования и освоения космического пространства, в соответствии с которой в 1979 г. должна быть создана база на поверхности Луны (6 чел.), в 1981 г. — осуществлена высадка человека на Марс, в 1986 г. — создана временная (12 чел.) и к 1990 г. — «полупостоянная» база на Марсе (48 чел.) Однако за прошедшие десятилетия достижения пилотируемой космонавтики ограничились деятельностью экипажей долговременных орбитальных станций в околоземном космическом пространстве. И лишь в 2004 г. президент США Дж. Буш заявил о «революционном преобразовании американской космической программы», главными целями которой теперь должны стать освоение Луны и Марса. Согласно этому заявлению, в период с 2015 по 2020 гг. предполагается направить на Луну группу астронавтов, которым предстоит начать работы по созданию там постоянной базы. В дальнейшем, используя лунную базу, планируется осуществить пилотируемую экспедицию к Марсу. Эта экспедиция, как полагают, может состояться не ранее 2030 г.
3. Достигнутый к настоящему времени и прогнозируемый на ближайшую перспективу уровень развития космических технологий позволяет надеяться, что при условии необходимого финансирования все «технические» проблемы пилотируемой экспедиции к Марсу будут успешно решены. Задача обеспечения финансирования является ключевой, и ее решение зависит от решения ряда проблем «нетехнического» характера. В мае 1961 г. конгресс США поддержал предложение президента Дж. Кеннеди о финансировании экспедиции на Луну. Главный аргумент президента: страна должна восстановить свой престиж ведущей космической державы, утраченный после полета Ю. Гагарина. В настоящее время столь неопровержимого аргумента, способного оправдать многомиллиардные затраты, не существует.
4. Вопрос о том, кто вслед за Ю. Гагариным и Н. Армстронгом войдет в мировую историю освоения Космоса, отнюдь не праздный. Вопрос же о том, гражданин какой страны первым ступит на поверхность Марса, может стать принципиальным: не исключено, что от его решения будет зависеть сама возможность совместного финансирования экспедиции той или иной группой стран.
5. Осуществление пилотируемой экспедиции к Марсу связано с огромным риском, обусловленным такими факторами как длительность экспедиции, удаленность от Земли, недостаточность знаний о Марсе и, в конечном счете, – принципиальная непредсказуемость многих ситуаций. Несомненно, экспедиция будет постоянно находиться в фокусе внимания мировой общественности. Поэтому руководитель страны, принимающий окончательное решение об отправке экспедиции, возлагает на себя огромную ответственность и подвергает себя серьезному политическому риску в случае возникновения в экспедиции критической ситуации.