О НРАВСТВЕННОМ ВЛИЯНИИ ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА БУДУЩИХ УЧЕНЫХ

О НРАВСТВЕННОМ ВЛИЯНИИ ЛИЧНОСТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА БУДУЩИХ УЧЕНЫХ

© К.Г.Никифоров, М.В.Герасимова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Передача знаний и научных традиций, воспитание нравственности — характерная черта всего творчества К.Э. Циолковского.

Циолковский, своими научными трудами в области космонавтики повлиявший на ход развития человеческой цивилизации, как созидатель оригинального учения — космической философии, способствовал формированию мировоззрения целой плеяды молодых ученых, причем, не только создателей ракетно-космической техники (С. П. Королев, В. П. Глушко и др.), но и достаточно далеких от этой сферы деятельности. В их числе те, кто жил и трудился на калужской земле: биофизик, основоположник гелиобиологии профессор А. Л. Чижевский, физик-оптик, научный руководитель Государственного оптического института в Ленинграде, академик А. Н. Теренин, физик-ядерщик, создатель первой в мире Атомной электростанции и Физико-энергетического института в Обнинске, член-корреспондент АН СССР Д. И. Блохинцев. О влиянии личности и идей Циолковского на выбор их жизненного пути они неоднократно писали в своих автобиографических статьях, письмах, дневниковых записях, воспоминаниях.

В частности, Теренин, не раз бывавший у ученого, помогавший ему в строительстве одной из моделей дирижабля, 18-летним юношей в своем дневнике о Константине Эдуардовиче и о проекте его металлического аэростата писал следующее: «Поистине он гениальный человек… Идея Циолковского должна быть осуществлена у нас, в России, во что бы то ни стало возможно скорее, а не то переймут иностранцы, и прибавится еще одна из типичных русских историй к позору всей страны».

По признанию Блохинцева, переписка с Циолковским дала ему «…не только толчок к дальнейшему увлечению идеей космического полета, но и приобщила… к его морально-этическим взглядам, к его мировоззрению, в основе которого лежало преклонение перед Вселенной и ее гармонией». Дмитрий Иванович признавался: «С юных лет ощущение и осознание того, что мы, люди, являемся частью Вселенной, частью ее Красоты и Тайны — мировосприятие, которым я обязан К. Э. Циолковскому, не покидало меня».

Биографии этих выдающихся ученых, открывших человечеству горизонты новых знаний, полны глубокого смысла и в высокой степени поучительны. Использование историко-биографических аспектов в профессиональной подготовке учителя будет способствовать формированию социально-нравственной, профессионально-педагогической и познавательной направленности личности будущего педагога.