О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Л.А.Напреева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Творчество К.Э. Циолковского-педагога сегодня мало известно, хотя педагогический стаж ученого насчитывал сорок лет.

Константин Эдуардович блестяще преподавал математику и физику. Подтверждением незаурядных способностей Циолковского-педагога являются многочисленные отзывы о его работе, составленные на местах службы ученого. Так, И. М. Ладожин, смотритель Боровского уездного училища, где преподавал Константин Эдуардович, пишет: «Как лицо, посвятившее себя делу обучения и воспитания детей, учитель Циолковский удовлетворяет следующим требованиям: обладает хорошей подготовкой и выработанной речью, твердостью воли и настойчивостью, бдительностью и серьезным отношением к своим обязанностям. Уроки Циолковского всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление. Его приемы преподавания весьма просты, наглядны, практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во время всего урока. Под руководством такого учителя дети умственно и творчески развиваются».

Циолковский считал, что талант учителя зависит от мастерства, искусства преподавания. И сам он, несомненно, был талантливым педагогом. Где бы ученый ни преподавал, будь то Калужское уездное училище, Калужское казенное реальное училище или Калужское Романовское высшее начальное училище, везде проявлялся его педагогический дар. Подтверждением тому — награды ученого за педагогическую деятельность, которых он был удостоен в Калужском епархиальном женском училище. Как натура творческая, в деле обучения и воспитания детей Константин Эдуардович считал главным — «зажечь» знаниями, заинтересовать, привлечь внимание. Этому способствовали его увлекательные рассказы, интересные опыты, которые ученый устраивал на уроках в епархиальном женском училище, в 6-й советской единой трудовой школе 2-й ступени.

Профессия педагога относится к профессиям типа «Человек – Человек». Этот тип отличается такими качествами, как умение руководить, учить, воспитывать, слушать, он владеет широким кругозором, речевой культурой, способностью сопереживать, наблюдательностью. Циолковский в полной мере обладал этими качествами и вошел в историю педагогики как самобытная творческая, активная личность.