ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ КОСМОНАВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИЙ МИНИМИЗАЦИИ РИСКА

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ КОСМОНАВТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЗИЦИЙ МИНИМИЗАЦИИ РИСКА

© В.Н.Трофимов, М.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2004 г.

Анализируя жизненный цикл пилотируемого космического комплекса (ПКК) с позиций его создания, использования по назначению и места экипажа в нем, представляется целесообразным установить наиболее слабые звенья, влияющие на надежность и безопасность космической деятельности и определить возможные пути по преодолению возникших в ней узких мест. Исходя из принципа обеспечения равнопрочности всех составляющих элементов жизненного цикла ПКК, в настоящем докладе мы остановимся на проблеме формирования уровня готовности космонавтов к профессиональной деятельности.

Одним из способов решения проблемы надежности и безопасности космических полетов является использование метода достижения целевой функции (надежности и безопасности космических полетов) на основе минимизации риска. В рассматриваемом случае сущность концепции «управления риском» заключается в активном и целенаправленном использовании стохастического детерминизма по пути внедрения в процесс жизненного цикла космонавтов, пусть в каждом из отдельных случаев представляющего стохастический процесс соответствующих мероприятий, позволяющих обеспечить в совокупности устойчивый результат.

В отличие от этапа создания ПКК, на котором базовой характеристикой комплекса является понятие «надежность объекта», на этапе использования комплекса по назначению базовой характеристикой являются его потребительские свойства, характеризующие конечное предназначение ПКК. В соответствии с этим положением для дальнейшего рассмотрения обсуждаемых вопросов целесообразно ввести понятие потребительских свойств экипажа ПКК. В общем случае потребительские свойства экипажа ПКК представляют собой функциональные возможности членов экипажа ПКК по транспортно-техническому обеспечению, поддержанию работоспособности бортовых служебных систем (с учетом внекорабельной деятельности) и актуализации полезной нагрузки.

Анализ структуры деятельности членов экипажа ПКК и опыта проведения космических полетов показывают, что актуализация потребительских свойств экипажа ПКК может быть реализована при наличии профилирования профессиональной деятельности по специализациям: космонавт-пилот, бортовой инженер и космонавт-исследователь.

В докладе рассматриваются предложения по обоснованию принципов распределения должностных обязанностей членов экипажа ПКК с учетом их профессиональной специализации и путей сертификации профессиональной деятельности космонавтов как одних из слабых звеньев при формировании уровня готовности космонавтов. Внедрение рассмотренных предложений в процесс подготовки космонавтов позволит минимизировать риск космического полета.