ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИИ СПУСКА ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ НА КОРАБЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИИ СПУСКА ТРАНСПОРТНОГО КОРАБЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ НА КОРАБЛЕ

© Т.В.Матвеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2004 г.

В настоящее время доставка экипажа на борт Международной космической станции (МКС) и спуск его на Землю после выполнения программы полета осуществляется только на российских транспортных кораблях (ТК) «Союз-ТМА». ТК должен обеспечить проведение штатного спуска, а при необходимости и возвращение экипажа в случае возникновения нештатных ситуаций (НС) на борту ТК или МКС.

В работе автора «Планирование операций спуска ТК «Союз ТМ» при возникновении нештатных ситуаций», опубликованной ранее в трудах XXXIV Чтений К.Э. Циолковского (Казань: ЗАО «Новое знание», 2001. С.13-18), были рассмотрены особенности планирования операций спуска ТК при возникновении НС, приводящих к срочному спуску. Однако при возникновении НС на ТК, которые не приводят к срочному спуску, но влияют на схему спуска, работу систем корабля, действия экипажа при спуске и т. д., также существуют особенности планирования операции. К ним относятся необходимость проведения дополнительных тестов, разработка новых схем и резервов, учитывающих реальную НС, организация подготовки экипажа и персонала управления к работе в измененных условиях и многое другое. С подобными трудностями, например, пришлось столкнуться при подготовке спуска ТК «Союз ТМА-3» в апреле 2004 г.

В докладе отмечены различные НС ТК, которые могут вызвать существенные изменения при подготовке и проведении спуска, рассмотрены основные отличия и особенности планирования спуска в условиях НС на ТК, даны схемы резервирования операции, приведен краткий отчет о проведении спуска ТК «Союз-ТМА-3».