ОТНОШЕНИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО К УЧЕНИКАМ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ОТНОШЕНИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО К УЧЕНИКАМ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Е.И.Сахарова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Изучая фактологический материал, представленный как воспоминаниями бывших учеников К.Э. Циолковского, так и автобиографией самого Константина Эдуардовича, складывается определенное представление об ученом как о педагоге-гуманисте. Нравственный облик Циолковского, его общение с детьми свидетельствуют о высокой педагогической культуре ученого.

Бывшие ученики Константина Эдуардовича С. А. Сергиевская, Н. А. Рукавишникова, Б. А. Снежко и др. в своих воспоминаниях отмечают, что творческий поиск педагога и беседы о научных открытиях стимулировали процесс обучения. Компетентность учителя создавала интеллектуальную атмосферу на уроке и способствовала формированию положительных эмоций.

Циолковский уважал личность ребенка. Он был мягок в общении с учениками, умел воздействовать на характер задиристых. У него было удивительно доброе и трепетное отношение к детям. Возможно, поэтому неудовлетворительная оценка, если она приносила слезы и переживания ученицам Калужского епархиального женского училища, на следующем уроке превращалась в «четверку». Иногда ученицы пользовались излишней добротой учителя, но это не мешало им знать физику и математику.

Занимаясь научным творчеством, ученый стремился поделиться знаниями с учениками. Он рассказывал на своих уроках о Луне, о планетах, о фантастических путешествиях вне Земли. Константин Эдуардович любил общаться с детьми на природе. Стены классной комнаты словно раздвигались, классом становились и лес, и луг, и поле. Законы геометрии можно было проверять на практике. С помощью изготовленных Циолковским приборов ребятам было интересно измерять длину дороги, высоту дерева, расстояние от поля до реки, площадь поляны. Еще интересней было запускать воздушного змея и воздушный шар, которых смастерил Константин Эдуардович. При этом учитель радовался не меньше учеников. Громко крича, он бегал с ватагой детворы за летательным прибором, забывая о своем возрасте. Циолковский любил бывать с ребятами на реке: летом купался с ними, плавал на лодке, зимой катался по глади реки на коньках и съезжал на лыжах с высокого берега реки.

Доверительные отношения с детьми, удивительные уроки на природе, интересное времяпровождение с учителем, увлекательные рассказы учителя, его кругозор, широта знаний — все это вызывало в учениках чувство глубокого уважения к учителю, гордости за него и способствовало тому, что Циолковский воспринимался учениками как человек интересный, талантливый, выдающихся способностей, словом – неординарный, с которым приятно общаться.

Общение с детьми Константина Эдуардовича, его отношение к ученикам могут служить примером для подражания, образцом педагогической культуры.