ПИЛОТИРУЕМАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА МАРС

ПИЛОТИРУЕМАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА МАРС

© С.Ф.Стойко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2004 г.

РКК «Энергия», головная организация России по пилотируемым полетам, работает над проектом полета человека на Марс начиная с 1959 года. За это время, по мере получения опыта космических полетов, новых знаний о космическом пространстве и планете Марс, развития новых технологий было проработано 4 основных варианта этого проекта.

Существующий проект предусматривает серию полетов к Марсу Межпланетного экспедиционного комплекса (МЭК) с экипажем 4-6 человек.

Особенностями МЭК являются многоразовость, использование электрореактивной двигательной установки, использование солнечной энергоустановки большой мощности, возможность использования ракет-носителей типа «Протон», «Ариан-5» и их модификаций (предпочтительной является РН типа «Энергия»), возвращение экипажа на околоземную орбиту.

МЭК состоит из четырех основных элементов:

- межпланетный орбитальный корабль (МОК) — основной жилой элемент МЭК, построен по аналогии с базовым блоком орбитальной станции (ОС) «Мир» и служебным модулем российского сегмента Международной космической станции (МКС);

- энергодвигательный комплекс (ЭДК) — солнечный буксир — автономный космический аппарат, способный выполнять транспортировку грузов к Марсу, Венере, Луне, на геостационарную орбиту;

- взлетно-посадочный комплекс (ВПК) — доставляет экипаж в составе 2-3 человек с околомарсианской орбиты на поверхность Марса и обратно;

- корабль возвращения к Земле (КВЗ) – необходим для ускоренного возвращения экипажа с подлетающего к Земле МЭК на околоземную орбиту и при возникновении нештатных ситуаций.

Большой путь в направлении первого полета человека на Марс уже пройден. Основные элементы программы и систем будущего межпланетного комплекса отрабатывались на ОС «Салют» и «Мир».

Представляется, что осуществление первого полета к Марсу без посадки на его поверхность вполне реально уже сегодня с использованием существующих российских технологий.

Создание взлетно-посадочного комплекса хотя и вполне реально, но является новой разработкой. Для обеспечения высокой безопасности экипажа при спуске на поверхность Марса требуется большая отработка комплекса, в том числе в реальных условиях Марса в беспилотном режиме.

Программа летной отработки элементов МЭК включает создание упрощенных моделей ЭДК, ВПК, КВЗ для проведения полетов в окрестностях и атмосфере Земли, Марса. Такие модели будут работать по собственным программам исследования и освоения Марса, а также для решения других задач в космосе. МОК может отрабатываться в составе МКС, попутно выполняя задачи станции.

Степень готовности к выполнению проекта довольно высока. При начале финансирования сегодня, в 2014-2016 гг. возможно выполнить облет Марса, а в 2018-2020 гг. выполнить первую посадку с людьми.

По оценкам российских специалистов осуществление пилотируемого полета к Марсу по данному проекту обойдётся в сумму около 15 млрд. долларов без посадки на поверхность и около 20 — с посадкой. При этом надо иметь в виду, что расходы на создание комплекса для полета к Марсу являются не чем иным, как инвестициями в промышленность, науку, образование. Эти средства пойдут на восстановление промышленности, её модернизацию, развитие новых технологий, создание и сохранение рабочих мест в тысячах организаций.