ПРИОРИТЕТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ПРИОРИТЕТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© Л.А.Данилевская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Происходящие в нашей стране социально-экономические и политические преобразования приводят к изменениям и в образовательной сфере. Пересматриваются ценности учебного и воспитательного процессов школы, где приоритетными выступают гуманистические начала. Первостепенными становятся забота о здоровье ребенка, его благополучии, уверенности в себе, о развитии его самоценности, достоинства. В связи с этим школа ведет поиски теоретического обоснования и практического совершенствования гуманистического воспитания. В решении этих проблем следует обратиться к многочисленным теоретическим трудам великого ученого К.Э. Циолковского.

Циолковский творил и жил самыми высокими нравственными идеями человека-гуманиста. В своих трудах он описал новое общество людей Земли. В этом обществе мирно сосуществуют народы всей планеты, царят товарищеское сотрудничество и братская солидарность. Каждый член общества здесь «получает… именно то, что необходимо для здорового существования, для развития тела и духа,.. даже то, о чем он и не мечтал ранее: много свободного времени, короткий обязательный труд, чистый воздух, здоровую пищу, гигиеническую и красивую одежду, обеспеченность детей…». Ученый указывал на первостепенную значимость счастья в таком обществе: «Нет ничего важнее, как наше счастье и счастье всего живого в настоящем и будущем». Он утверждал, что значение самой жизни «состоит в том, чтобы управлять жизнью и природой и делать жизнь счастливой для всего чувствующего».

Но счастье не может появиться на пустом месте, обретению счастья способствует знание. «Только знание может открыть глаза, правильно оценить Вселенную и указать ее прошедшее и будущее. Знание делает нас счастливыми», — отмечал Константин Эдуардович.

Поэтому он так ратовал за то, чтобы всемерно поддерживать и поощрять талантливых людей, людей знающих, в первую очередь — учителей.

Вся научная и педагогическая деятельность Циолковского являет собой пример бесконечного служения людям, гуманного отношения ко всему живому. Вдумчивое изучение и творческое использование его богатейшего наследия может оказать значительную помощь в решении современных проблем реорганизации школы на гуманистических началах.