СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКИ СТРАНЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКИ СТРАНЫ

© Б.Н.Кантемиров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2004 г.

Тенденции развития пилотируемой космонавтики страны определялись не только объективными законами движения цивилизации, требованиями науки, экономики, обороны, но, зачастую, пристрастиями и интересами руководителей страны и ракетно-космической отрасли. Проиллюстрирую эту мысль конкретными примерами из истории космонавтики.

1. Первым подлинно инженерным проектом полета человека на космические высоты, который мог быть реализован, был проект «ВР-190», разработанный в конце 1945 г. группой проектантов НИИ-1 под руководством М. К. Тихонравова и Н. Г. Чернышева. Судьба этого проекта была решена в НИИ-4, куда эта группа перешла с целью его практической реализации. Однако ситуация вокруг этого проекта в силу различных интересов специалистов этого института сложилась неоднозначная. В результате идея пилотируемого полета была отклонена, а технические идеи, заложенные в проекте, были реализованы для других целей: для спасения отработавших ступеней ракет при их испытаниях, для десантирования техники с самолетов, при полетах геофизических ракет с аппаратурой и животными и, позднее, при орбитальных полетах человека на спускаемых аппаратах.

2. В последующие годы Тихонравов работал над проблемой составных ракет. Одна из исследованных им схем — «ракетный пакет» — позволяла решить проблему полета ракет на неограниченные дальности и получить космическую скорость. С результатами исследований Тихонравов выступил в 1948 г. на научно-техническом совете НИИ-4. Его идея была подвергнута уничтожающей критике причем со стороны ученых, которые впоследствии заняли ведущее положение в космической науке. Выступление Тихонравова с этим же докладом на летней сессии Академии артиллерийских наук также не нашло понимания у большинства академиков. Только С. П. Королев и Ю. А. Победоносцев проявили интерес к работе. В марте 1950 г. Тихонравов делает доклад на первой научно-технической конференции НИИ-4, в котором он высказывает мысль о технической возможности на существующей ракетной базе осуществить космический полет человека. В результате усилиями генерала П. П. Чичулина М. К. Тихонравов был понижен в должности, группа его расформирована, начальник института генерал А. И. Нестеренко снят с должности. Эти эпизоды — яркая иллюстрация роли человеческого фактора в истории ракетостроения и космонавтики.

3. С. П. Королев и М. К. Тихонравов были активными проводниками космических идей К.Э. Циолковского. Это показывают разработанные ими программы освоения космоса (Тихонравов в 1954 г., Королев совместно с Тихонравовым в 1958 г.), в которых они предлагали космические полеты человека сначала в околоземном космосе, а затем полеты на Луну, Венеру, Марс. Но в этих программах не рассматривались возможности использования космических средств в интересах экономики и военного дела. «Околосолнечное пространство должно быть освоено и в необходимой мере заселено человечеством», — писали они.

Эта же концепция освоения космического пространства реализовалась и в постановлении Правительства «О развитии исследований по освоению космического пространства» (1959 г.).

4. Принятые в 1960-61 гг. постановления Правительства по освоению космического пространства резко изменяют эту концепцию в сторону реализации социальных интересов страны (интересов экономики и, главным образом, интересов в решени задач оборонного значения).

5. В 1960-е гг. на фоне реализации лунной программы, преследовавшей доминантно политическую цель как социальную функцию, решалась задача постановки программы долговременных орбитальных станций (ДОС).

В конце 1960-х гг. в ЦКБЭМ (главный конструктор В.Н.Челомей) разрабатывалась ДОС «Алмаз» в интересах и по заказу Министерства обороны. В ЦКБМ (главный конструктор В.М.Мишин) в это же время, но с отставанием по результатам проектировалась многоцелевая космическая база-станция (МКБС), в которой предполагалось реализовать идеи Королева о создании на околоземной орбите ДОС для обслуживания ИСЗ-автоматов.

Для того, чтобы выиграть время, ряд руководителей ЦКБМ (Феоктистов, Бушуев, Черток) предложили руководству страны использовать силовые конструкции ДОС «Алмаз» и системы жизнеобеспечения космического корабля «Союз», разработанные в ЦКБМ, и в течение года создать и вывести на орбиту ДОС научного назначения, — тем самым решить задачу приоритета. Предложение было принято Правительством и реализовано в проекте ДОС «Салют». Но при этом была «утеряна» концепция Королева о назначении станции по обслуживанию ИСЗ-автоматов. ДОС «Салют», а затем «Мир» и МКС стали самодостаточными научными лабораториями на околоземной орбите.

Приведенные примеры показывают, как на различных этапах истории космонавтики те или иные решения принимались не только в интересах решения социальных проблем, но в силу личностного характера.