ЦЕННОСТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© Н.А.Гущина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.
Неопределенность современных приоритетных ценностных ориентиров отечественного образования сказывается на воспитательном потенциале и ведет к нарушению преемственности в педагогических традициях прошлого и настоящего. Убежденность в том, что аксиологические ориентации образования не только принадлежат конкретной исторической эпохе, но и способны вступать в контакт с ценностями другого периода, сохраняя свое конструктивно-позитивное значение для педагогической деятельности, побудила обратиться к исследованию антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского.
Отдавая в своей концепции приоритет образованию, ученый подчеркивал, что именно оно будет содействовать гармоничному развитию человека и созданию нового, более совершенного общества. Возможно, установление взаимосвязи профессиональной успешности Циолковского с уровнем развития ценностей в свете современных аксиологических приоритетов образования будет способствовать развитию аксиологических предпочтений будущих педагогов в процессе их обучения в педагогическом вузе.
Педагогическая деятельность Циолковского была пронизана мыслью о том, что «особый род телесного и духовного воспитания, а также глубокого умственного развития, обогащения познанием природы и человеческой души — может преобразовать дурные стороны человека». Ученый утверждал, что только с помощью воспитания и обучения можно «погасить» дурные свойства человека и «развить качества полезные» как для самого человека, так и для всего человечества.
По мнению Циолковского, главный ценностный приоритет в педагогической деятельности принадлежит личности ученика. В связи с этим высшую цель образования ученый видел в полноценном, разностороннем развитии ребенка. Константином Эдуардовичем провозглашалась новая этика отношений учителя и ученика, имеющая нравственные аспекты. Эти отношения в концепции педагога поднимались до космического миропонимания. Его уверенность в том, что в школе будущего изменится роль учителя в сторону ослабления обучающей, монологической функции за счет усиления поддерживающей, воспитывающей и направляющей «человекосберегающей» роли, является актуальной с позиций отечественной педагогической аксиологии и сегодня.