УЧЕБНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С АНАЛИЗОМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ

УЧЕБНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С АНАЛИЗОМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНИКОВ

© Т.И.Ковтунова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2004 г.

Методы, которые использовал в своей педагогической деятельности К. Э. Циолковский, в настоящее время приобрели глубокое научное обоснование и широко используются в обучении. Решение той или иной задачи с помощью составленных в определенной последовательности вспомогательных вопросов как метод обучения, предложенный Циолковским, сегодня используется в методической подготовке будущих учителей математики.

Методические умения лучше всего формируются при решении методических задач. Эти задачи моделируют типичные проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя. В ходе решения учебных методических задач студент усваивает определенные знания и навыки, необходимые ему в будущей профессиональной деятельности.

Навыки следует формировать постепенно и с учетом связей между ними. Задачу, связанную с разработкой методики изучения отдельного вопроса, целесообразно предлагать студентам при условии, что они уже умеют решать подобные задачи. Одной из таких задач является анализ содержания учебной литературы.

Решая задачи, связанные с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:

- выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;

- определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;

- определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;

- определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;

- определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.

Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей математики.