ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© Ю.А.Матвеев, В.А.Чумаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2004 г.
Развитие ракетно-космической отрасли, НПОЛ немыслимо без надлежащего кадрового обеспечения и зависит от эффективности системы инженерного образования. В стране была создана и развивалась система аэрокосмического инженерного образования (МФТИ, МАИ, территориальные факультеты). Одно из направлений создания территориальных кафедр, факультетов — реализация интегральной системы кадрового обеспечения. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в советское время. И в новых экономических условиях он дает возможность усилить (поднять) корпоративную составляющую подготовки специалиста.
В основе такой системы подготовки — наиболее рациональное сочетание университетского технического образования с отраслевой наукой и производством. Важнейший элемент этой системы определяется принципом погружения в профессиональную среду.
Новое в такой системе подготовки то, что при реализации дневной формы обучения по основным образовательным программам конкретных специальностей, они дополняются, в рамках выделенных часов, программами непрерывной научно-производственной практики (ННПП). Такие программы ННПП обеспечивают интеграцию университетского учебного процесса и производственной деятельности, они позволяют студенту на протяжении всего периода обучения участвовать в актуальных проектных и исследовательских работах предприятия. Такая форма обучения способствует преемственности и обновлению кадров, закреплению выпускников факультета на предприятии, снижению текучести кадров.
Обсуждается опыт работы факультета «Космическая техника» МАИ, расположенного на территории НПО им. Лавочкина, рассматриваются основные задачи совершенствования подготовки специалистов на современном этапе.