АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРТОВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ САМОЛЕТОВ В ВОЗДУХЕ

© В.В.Воробьев, В.Ю.Бережной
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2005 г.

В докладе рассматриваются проблемы снижения аварийности летательных аппаратов (ЛА) из-за столкновений в воздухе.

Проводится анализ причин столкновений ЛА государственной авиации в воздухе за последние 20 лет. На основе анализа причин столкновений авторы формулируют комплекс мероприятий, выполнение которых должно существенно уменьшить риск столкновения ЛА. Одним из таких мероприятий является установка на борт ЛА активных бортовых систем предотвращения столкновений (БСПС).

Предлагаемый алгоритм работы такой БСПС обеспечивает:

- идентификацию конфликтной ситуации;

- расчет вектора управления при уклонении от столкновения;

- определение момента времени срабатывания БСПС защищаемого самолета в зависимости от управляющего воздействия и ракурса встречи с угрожающим ЛА.

Суть алгоритма заключается в определении момента времени, при срабатывании в котором с заданным вектором управления БСПС обеспечивает нулевую скорость сближения защищаемого самолета с угрожающим ЛА на определенной, директивно задаваемой, дальности между ними.

Полученные результаты математического моделирования различных полетных ситуаций с различными вариантами управлений показывают эффективность полученных алгоритмов работы БСПС.

Предлагаемые алгоритмы полностью вписываются в идеологию выдерживания ограничений, принятую в бортовых комплексах управления современных и перспективных ЛА.