АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ ПИЛОТИРУЕМЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

© А.А.Митина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2005 г.

С развитием пилотируемой космонавтики развивались и астрономические приборы навигации и ориентации.

В начале освоения космического пространства на пилотируемых космических аппаратах устанавливались астрономические приборы, предназначавшиеся для решения более скромных задач по сравнению с задачами, решаемыми современными средствами навигации и ориентации.

Так, в 1962-64 гг. Уральским оптико-механическим заводом был разработан малогабаритный секстант СМК, предназначенный для определения места приземления космонавта. Затем в 1968 г. там же разработан астроориентатор АО-1 для трехосной ориентации лунных космических аппаратов. В октябре 1969 г. этот прибор проходил качественные испытания на КК «Союз-6». В 1967-70 гг. Киевским заводом «Арсенал» изготавливались секстанты типа «Цель», С-1 для решения задач навигации при полете к Луне. Эти секстанты в семидесятые годы использовались для трехосной ориентации КК «Союз». В восьмидесятых годах прошлого века Уральским оптико-механическим заводом разработан астроориентатор АСВ-1 для трехосной ориентации орбитальных станций «Салют» и «Мир». В девяностых годах прошлого века разрабатывался астрономический визир ДПТО (дополнительный прибор точной ориентации) для точной ориентации орбитальной станции «Мир».

В настоящее время из астрономических приборов навигации и ориентации для коррекции положения в пространстве Международной космической станции в штатном режиме используются «Пума» и ВП-2 (визир пилота). Эти приборы были разработаны в конце девяностых годов.

Анализ условий создания астрономических приборов, закономерностей развития навигации и ориентации пилотируемых космических аппаратов, опыта их применения в космических полетaх представляют собой бесспорный интерес для определения возможных путей дальнейшего развития астрономических средств навигации и ориентации, а также для определения перспектив использования возможных разработок этих средств.